Категория д1 водительских прав

Содержание

Расшифровка водительского удостоверения нового образца: отметки, категории

Категория д1 водительских прав

С начала 2014 года в России введены в действие водительские права нового образца. Сделаны они теперь из пластика, и как во всех уважающих себя странах, оснащены повышенной степенью защиты и имеют полное соответствие международным стандартам.

В связи с этим, у людей возникает множество вопросов: какая информация должна отражаться на документе, что означают категории и подкатегории транспортных средств, какие элементы защиты от подделок содержит новое удостоверение и так далее. Ответы на все вопросы можно найти, прочитав статью.

Отличия старого удостоверения от нового

Главные изменения прав для вождения коснулись не только внешнего вида документа и усложнённой схемы защиты. В связи с введением новых «пограничных» категорий, обновилось и содержание удостоверения водителя.

По внешнему виду

Одно из главных различий — материал. Если раньше права оформлялись на плотной бумаге, которая затем ламинировалась, то самые современные водительские удостоверения представляют собой кусочек пластика.

Система защиты

Поскольку главный бич любых мало-мальски важных документов — возможность их подделать, а спрос всегда рождает предложение, новые права оснащены высококачественной системой защиты.

Поэтому на данный момент подделка их невозможна, а сами удостоверения соответствуют самым высоким требованиям международных стандартов.

Так, тыльная сторона удостоверения снабжена сложным узором (подобно узору на денежных купюрах), а также голографическими знаками.

Расшифровка категорий

Информационная сетка на оборотной стороне прав для вождения предусматривает наименование категорий и подкатегорий, а также «иконки» — схематические обозначения различных видов транспорта, на который можно получить право управления после обучения и сдачи экзаменов. Рассмотрим их по порядку.

Легковой автомототранспорт

Прежде легковые личные транспортные средства делились на автомобили и мототранспорт, и существовало всего две категории – А и В. Теперь же подгрупп стало несколько. В зависимости от таких показателей, как объем движка, габариты или масса автомобиля, легковой автомототранспорт делится на следующие категории:

«А» даёт право управления тяжелыми мотоциклами с двигателем объемом свыше 125 куб.см.

«А1»: сюда относятся облегчённые мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб.см.

«В»: самая распространённая категория. Ее обладатели могут водить легковые автомобили массой не более 3,5 тонн. Число пассажиромест не должно превышать восьми.

«В1»: трициклы и квадрициклы, не имевшие раньше собственной категории, теперь выделены в отдельный тип транспорта. Причём следует заметить, что получить возможность управления подобным транспортом могут и обладатели базовых категорий «А» или «В» — в зависимости от типа рулевого механизма.

Автомобили категории «ВЕ» — «легковушки», имеющие прицеп с общей массой свыше 750 кг.

«М»: мопеды, скутеры и квадроциклы с двигателем объемом до 50 куб.см. У всех обладателей иных категорий, окончивших автошколу, автоматически открыта категория «М». До недавнего времени на дорогах серьезную конкуренцию легковым автомобилям создавали подростки и молодежь на мопедах.

Поскольку езда на этом виде транспорта раньше не требовала специальной подготовки или наличия правоподтверждающих документов, водители мопедов часто становились участниками ДТП, порой сами эти аварии и инициируя.

С введением обязательного обучения в автошколе и сдачи экзамена на право управления, количество мопедов на дорогах резко сократилось, равно как и количество дорожно-транспортных происшествий с участием этого вида транспорта.

Грузовые автомобили

В дополнение к имевшимся категориям для грузовиков также были добавлены промежуточные.

«С»: в эту категорию выделены грузовики общей массой свыше 3,5 тонн и прицепом не тяжелее 750 килограмм

«С1»: сюда относятся грузовые автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонн. Кроме того, категория дает возможность оснастить грузовик прицепом массой не более 750 килограмм.

«СЕ» позволяет управлять грузовым автотранспортом с прицепом, масса которого превышает 750 килограмм (но не более 3,5 тонн).

«С1Е»: к отдельной категории относятся тяжелые грузовики с прицепом и совокупной массой сцепленного состава до двенадцати тонн.

Пассажирский транспорт

«D»: права этой категории дают возможность управления автобусами с числом мест для пассажиров от шестнадцати и больше.

«D1»: в категорию выделены небольшие автобусы (микроавтобусы) с числом сидячих мест от восьми до шестнадцати (не считая сиденья водителя).

«DE»: категория для автобусов массой 750 – 3500 килограмм с прицепом. Сюда относятся сочлененные автобусы (с «гармошкой»).

«D1E»: категория даёт право управления небольшими автобусами с числом пассажиромест от 8 до 16 с прицепом (прицеп не разрешен для перевозки пассажиров).

«Tb» даёт право водить троллейбусы.

«Tm»: для управления трамваем.

Таким образом, к 2018 году категории водительских удостоверений, дающих право управления различными видами наземного транспорта претерпели эволюцию от пяти типов (A и B для любителей; C, D, E для профессиональных водителей) до сложной схемы с различными подвидами.

Что находится на обратной стороне ВУ

Штрихкод на водительском удостоверении расположен слева на обратной стороне.

Код содержит в зашифрованном виде максимум информации о владельце. Поле размером 10х42 мм предназначено для автоматизированной идентификации.

Многие водители интересуются, что значит двойная запись выдачи водительского удостоверения? Такой ответ часто выскакивает при проверке ВУ, полученного неофициальным способом.

Скорее всего, мошенники подсунули чей-то дубликат, то есть сделали права-двойники. Так вот, проверка по штрихкоду в ГИБДД позволяет развеять сомнения в подлинности прав.

Справа внизу ВУ находится серия (четыре цифры) и номер (шесть цифр), напечатанные красной краской. Почти вся обратная сторона водительского удостоверения занята таблицей с четырьмя столбцами.

В первом указаны все возможные категории и пиктограммы соответствующих им ТС. Во втором (графа 10) указана дата открытия, а в третьем (графа 11) – дата прекращения действия. В последний столбец (графа 12) вносятся ограничения. В графу 14 под таблицей заносится информация общего характера, касающаяся всех без исключения категорий.

Категорически не рекомендуется игнорировать особые отметки, особенно ограничивающие право управления. Данные водительского удостоверения легко проверяются, а в ПДД предусмотрены серьезные штрафы за несоблюдение требований. Чаще всего это рассматривается как езда без прав

Зачем в правах нужны особые отметки

Если в старых правах была одна строка для особых отметок, то в новых – сразу две. Зачем это сделано и что означают особые отметки в водительском удостоверении (ВУ)? Очевидно, что для предоставления большего объема информации сотрудникам Госавтоинспекции и водителям об их возможностях.

Особые отметки устанавливают ограничения на открытые ранее категории или на водительское удостоверение в целом в зависимости от разных причин.

Начнем с того, что означают цифры на водительском удостоверении? Это серия и номер ВУ. Также цифрами обозначены графы или пункты для заполнения. Их всего четырнадцать.

Некоторые наши водители интересуются, на каком языке дублируются надписи на новых российских водительских правах. Часть записей повторяется на английском: это имя и фамилия обладателя документа, место проживания и название органа, выдавшего ВУ.

Полная расшифровка пунктов водительского удостоверения нового образца будет дана далее.

Какие отметки могут быть

Условно все отметки в удостоверении можно разделить на обязательные и особые. В прямом смысле «обязательных» нет, просто существует единая узаконенная форма заполнения. Их можно встретить в любом ВУ. На лицевой стороне (даны по пунктам в удостоверении):

  • Фамилия владельца.
  • Имя.
  • Место и дата рождения.
  • Даты выдачи и окончания действия, подразделение ГИБДД, выдавшее документ (буквенное и цифровое, включающее четыре знака).
  • Номер и серия ВУ.
  • Место для фото.
  • Подпись собственника.
  • Регион проживания.

Эти сведения всем понятны и не вызывают лишних вопросов. А вот второй вид отметок часто ставит в недоумение автолюбителей. Они так и называются особыми, потому что используются в особых случаях.

Причем относиться они могут к отдельным или ко всем категориям сразу. Поэтому ставятся в разные графы: 12 или 14. Благо в новых правах две строки для особых обозначений.

Итак, рассмотрим, какие особые отметки ставят в водительском удостоверении.

Что значит GCL

Эта отметка относится к числу самых загадочных. Что означает отметка GCL в водительском удостоверении, интересует многих автовладельцев. А она указывает, что водителю разрешено управление лишь при использовании приборов коррекции органов зрения (очков/линз).

Требование основывается на диагнозе окулиста, заключение которого дается в медицинской справке. GCL заносится в 14-й пункт в водительском удостоверении. На фотографии в правах такой водитель должен быть в очках или с линзами, даже если последнего видно не будет.

Отметка ML

Если имеются ограничения по медицинским показаниям или в справке отсутствует указание на разрешение управлять такой техникой, в разделе 12 напротив категории ставят особую отметку ML. Что означает отметка ML в водительском удостоверении? Она подтверждает наличие медицинских ограничений и фактически запрещает управление транспортными средствами данной категории.

Отметка AS

AS ставится в графе напротив категории В1 (при закрытой категории А) и допускает к управлению транспортными средствами исключительно с автомобильным управлением и посадкой.

Подробно тема раскрыта в статье «Что означает AS в правах».

Отметка AT

Отметка АТ в водительском удостоверении обозначает, что его владелец допущен к управлению ТС исключительно с автоматической трансмиссией. Механическая коробка для него табу. Ограничение связано с тем, что водитель обучался и сдавал экзамен на машине с АКПП.

Медицинские ограничения

Больше всего особых отметок относится именно к этому типу. И неспроста. Сегодня ездить имеют право почти все, пусть даже и с ограничениями по здоровью. Особые отметки в водительском удостоверении вносятся, когда медицинская справка обязательна. Ставят их в графе 14:

  • «Медицинская справка». С такой отметкой ВУ действительно при наличии действующей медсправки. Ограничение устанавливается при выявлении проблем со здоровьем, требующих постоянного контроля. Это могут быть болезни сердца или некоторые другие, не имеющие ярко выраженных проявлений. Другими словами, ездить можно, но со справкой.
  • Отметка MC говорит о разрешении управлять ТС с ручным управлением, и только таким. Как правило, это касается людей с ограниченной двигательной функцией (инвалидов). Ставится после переоборудования на основании вывода медкомиссии.
  • APS означает, что обладатель ВУ допущен к управлению автомобилем исключительно с автоматической системой парковки.
  • HA/CF – водителю разрешено управление ТС только при условии ношения слухового аппарата.

Об особой отметке в водительском удостоверении, требующей ношения очков и линз, мы уже сказали ранее. Она тоже обязывает водителя возить с собой медсправку.

Помимо этого, предусмотрена возможность поставить в 14-ю графу отметку о группе крови, чем многие пользуются. Она не убережет от ДТП, но в некоторых случаях может спасти жизнь водителя.

Другие метки

Также в ВУ могут встречаться следующие отметки:

  • MS. Если такая стоит в 12 графе водителю разрешается управлять ТС с посадкой и рулем мотоциклетного типа.
  • Дубликат. Отметка ставится при замене ВУ по причине утраты или хищения.
  • Стаж водителя. Отметка ставится при замене ВУ для индикации года получения первого удостоверения.

Класс водительского удостоверения определяется, как и ранее: перечнем открытых категорий и стажем работы. Но в самом удостоверении он нигде не указывается.

Как видим, расшифровка пунктов водительского удостоверения нового образца 2019 года не представляется чересчур сложной.

Действительны ли права старого образца

Десять лет — немалый срок, особенно, когда речь идёт о законодательстве. Оно постоянно претерпевает метаморфозы, в том числе, и относительно документации. И зачастую ламинированные права, полученные автомобилистом в 2009, например, году, остаются у него на руках, в то время как большинство водителей уже получили удостоверения нового образца.

Начиная с 2014 года водительское удостоверение старого образца окончательно упразднено и больше не выдается.

Заключение

За последние полтора десятка лет водительские права претерпели массу изменений. Трансформировался не только материал, из которого они изготавливаются. Выход новых законов и правил, связанных с безопасностью дорожного движения, внес свои коррективы и в главный документ водителя.

Введены новые промежуточные категории, описывающие те виды транспорта, которые раньше было сложно выделить в один тип. Цель всех этих изменений – наиболее полно отражать информацию об участниках дорожного движения во избежание опасных ситуаций.

Развитие современных технологий дало свой отпечаток на электронной защите удостоверения от подделывания, а значит, вполне вероятно, что и действующий образец прав на вождение далеко не последний.

Все о категориях водительских прав в РФ:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/yavmashine/rasshifrovka-voditelskogo-udostovereniia-novogo-obrazca-otmetki-kategorii-5cbaeb719f4d1600b458c251

Водительские категории на правах России 2020

Категория д1 водительских прав

Управлять транспортными средствами этой категории можно с 18 лет. К сдаче экзаменов на право управления допускаются лица достигшее возраста 17 лет.

К рассматриваемой категории относятся транспортные средства (за исключением относящихся к категории “A”) у которых:

  • разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг;
  • число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8.

Если к автомобилю данной категории прикрепить прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, то управлять такой сцепкой можно с правами категории “B”.

Данное правило действует и в том случае, когда масса прицепа более 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг.

https://www.youtube.com/watch?v=Sh0BUgcik_o

Еще по теме:   Замена водительских прав до 31 декабря 2020

Наличие водительского удостоверения категории “B” также позволяет управлять транспортными средствами подкатегории “B1” (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа).

B1 – трициклы и квадрициклы

К подкатегории  В1 относятся трициклы и квадрициклы. Как мы уже говорили, тренспортными средствами из этой подкатегории можно управлять имея водительское удостоверение кат. “А” (для ТС с мотоциклетной посадкой и мото- рулем) или “B” (если у ТС “автомобильная” посадка и руль).

Управлять такой техникой, согласно ФЗ “О безопасности дорожного движения” можно с 18 лет.

C – грузовые автомобили

Автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; автомобили категории “C”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов. Управлять грузовиками можно с 18 лет, а сдавать на права с 17 лет.

C1 – легкие грузовики

Автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории “C1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов. Возраст получения прав – с 18 лет.

D – автобусы

Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов. Возраст управления – с 21 года.

D1 – микроавтобусы

Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов. Права на микроавтобус можно получить с 21 года.

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1” по достижении возраста 19 лет.

 До достижения указанными лицами возраста 21 год выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1”, принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Еще по теме:   Пожизненное лишение права управления транспортным средством

ВЕ – легковые с прицепом

Автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов. Для получения категории необходимо иметь стаж управления категорией “B” не менее года.

CE – грузовые с прицепом

Автомобили категории “C”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов. Для “открытия” категории нужно иметь стаж управления грузовиками категории “С” не менее года.

C1E – небольшие грузовики с прицепом

Автомобили подкатегории “C1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов. Для получения прав с данной категорией нужно иметь стаж управления категорией “С1” или “С” не менее года.

DE – автобусы с прицепом

Автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы. Чтобы получить категорию нужно иметь стаж управления автобусом “D” не менее года.

D1E – микроавтобусы с прицепом

Автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов. Для получения отметки в правах нужно “поездить” с правами “D” или “D1” не менее года.

Еще по теме:   Замена водительского удостоверения по истечению срока действия

M – мопеды и легкие квадрициклы

Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров (или электродвигателем мощностью от 250 Вт до 4 кВт) и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч. Транспортными средствами данной категории можно управлять лицам, достигшим возраста 16 лет.

Tm – трамваи

Рельсовый общественный транспорт для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Права на трамвай можно получить с 21 года.

Tb – троллейбусы

Безрельсовые механические транспортные средства для перевозки пассажиров с электрическим приводом, получающее ток от внешнего источника питания через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприёмника. Управлять троллейбусом можно с 21 года.

Коробка передач и водительские права

В настоящее время экзамены в ГИБДД принимаются на транспортных средствах с как с механической так и автоматической трансмиссией (с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний).

Лица, сдавшие экзамен на транспортном средстве с механической трансмиссией, получают право на управление соответствующей категорией или подкатегорией с любым видом трансмиссии.

Граждане, сдавшие экзамен на транспортных средствах с коробкой “автомат”, получают право на управление  соответствующей категорией только с автоматической трансмиссией.

Памятка по категориям

Картинку можно сохранить или распечатать.

водительское удостоверение, информация Юрист, специалист в области автомобильного, административного и гражданского права.
Задать вопрос

Источник: https://xn--80aaf3axmme8h.xn--p1ai/voditelskie-prava/voditelskie-kategorii/

Категории водительских прав

Категория д1 водительских прав

 / Статьи / Категории водительских прав

Указанная в данной статье информация актуальна на 2018 год.

Группа транспортных средств (мотоциклов, автомобилей, грузовиков, спецтехники, с прицепами и без), которой разрешено управлять, имея водительские права, называется категорией водительских прав. Все категории делятся на основные, подкатегории и спецкатегории.

Основные категорииПодкатегорииСпециальные категорииОтдельные категории
Aмотоциклы
Bлегковые автомобили
Cгрузовые автомобили
Dавтобусы
Mмопеды
А1маломощные мотоциклы
B1квадрициклы и трициклы
C1грузовики, масса которых находится в рамках 3,5-7,5 т
D1автобусы, минимальное количество сидячих мест в которых 9, а максимальное – 16
BEлегковые автомобили категории B с прицепом, масса которого превышает 750 кг
CEгрузовые автомобили категории C с прицепом, масса которого превышает 750 кг
DEсочлененные автобусы и автобусы с прицепом, масса которого превышает 750 кг
C1Eгрузовики, масса которых находится в рамках 3,5-7,5 т с тяжелым прицепом
D1Eавтобусы, минимальное количество сидячих мест в которых 9, а максимальное – 16, с тяжелым прицепом
Tmтрамваи
Tbтроллейбусы

Обладание водительским удостоверением с какой-либо одной категорией не дает права управлять транспортным средством, имеющим отношение к другой категории. Предположим, водителю грузовика с категорией C1 не разрешается осуществлять перевозки людей в автобусе, а права с категорией А1 дают возможность ездить только на маломощном мотоцикле.

Разрешенные категории, подкатегории и спецкатегории отмечены на водительском удостоверении с обратной стороны. Возможности водителя ограничены указанными категориями. Если владелец водительских прав нарушит требования и совершит попытку управления «запрещенным» транспортным средством, ему грозит штраф от 5 тыс.руб. до 15 тыс. руб.

Официальным документом, в котором отражены изменения в списке категорий водительского удостоверения, является закон «О безопасности дорожного движения». Поправки вступили в силу еще осенью 2013 года. В описания некоторых категорий внесены дополнения, но есть и совершенно новые.

Остановимся более подробно на каждой категории, чтобы выяснить особенности и ограничения.

Водительское удостоверение категории A

Категория «A» дает право на управление всеми видами мотоциклов, включая модели с коляской. Эта же категория присваивается сдавшим экзамен на вождение мотоколясок, которые достаточно редко встречаются на российских дорогах. Мотоциклами, по правилам ПДД, считаются транспортные средства с двумя колесами, в том числе и с боковым прицепом.

Если вы хотите управлять 3-колесным или 4-колесным транспортным средством с массой, не превышающей 400 кг, то вам также необходимо сдать экзамен на категорию «A».

Подкатегория А1

Подкатегория «A1» разрешает производить управление мотоциклами, которые отличаются небольшой мощностью и компактным объемом двигателя. Максимальная мощность не должна превышать 11кВт, а объем двигателя – не более 125 см2.

Если вы уже сдавали на категорию «A», то дополнительно проходить испытания для получения подкатегории «A1» не потребуется. Права с категорией «A1» можно получать, начиная с 16 лет.

Водительское удостоверение категории B

К категории «B» относят автомобили, не вошедшие в категорию «A»:

  • транспортные средства массой до 3,5 т, с количеством мест, за исключением водительского, не более 8;
  • автомобили с прицепом, масса которого не более 750 кг;
  • автомобили с прицепом, масса которого более 750 кг, но не выше массы авто (общая масса не более 3,5 т).

В группу автомобилей категории «B» входят не только легковые автомобили, но и микроавтобусы, легкие грузовики, джипы, вес которых соответствует указанным нормам. Кроме того, сдавшим на эту категорию гражданам разрешается управлять мотоколясками.

Если необходимо произвести сцепление с прицепом, масса которого не превышает 750 кг, то дополнительных требований не предъявляется. Если масса прицепа выше 750 кг, то его также можно использовать, но с учетом следующих условий:

  • прицеп не должен весить больше автомобиля (без нагрузки), с которым он сцеплен;
  • общая максимальная масса автомобиля и прицепа не должна выходить за рамки 3500 кг.

Предположим, max масса автомобиля равна 1,9 т, а без нагрузки – 1,4 т. Владельцам прав с категорией «B» допускается использовать прицеп с массой 1,4 т, но не более. Если сложить массу автомобиля и массу прицепа, то общая масса равна 3,3 т, то есть она не выходит за рамки требований.

Если вам исполнилось 16 лет и вы хотите открыть категорию «B», автошкола на Студенческой предлагает услуги по обучению и итоговой аттестации.

Специальная категория BE

Если транспортное средство категории «B» использовать с прицепом, масса которого превышает 750 кг или выше массы самого автомобиля, то потребуется наличие специальной категории «BE». Эта же категория необходима, когда общая масса авто и прицепа более 3,5 т.

Подкатегория B1

Для управления квадрициклами и трициклами в правах необходима отметка напротив подкатегории «B1». Пока конкретных данных о транспортных средствах, входящих в эту категорию, нет.

Квадрицикл не нужно путать с другим транспортным средством – квадроциклом, следовательно, удостоверение на вождение квадроцикла не является документом, заменяющим подкатегорию «B1».

Водительское удостоверение категории C

К категории «С» относятся транспортные средства кроме тех, для вождения которых необходима категория «D», то есть с массой более 3,5 т или автомобили с прицепом (массой до 750 кг). Грузовой транспорт относится к средней (3,5-7,5 т) или тяжелой категории (более 7,5 т).

Однако с категорией «C» в удостоверении управлять легким транспортом (до 3,5 т) нельзя.

Специальная категория CE

Если прицеп имеет максимальную массу более 750 кг, то категория «С» не подходит. Для вождения автомобилей с тяжелым прицепом необходимо сдать экзамен на открытие спецкатегории «CE».

Подкатегория C1

К подкатегории «C1» относятся средние грузовики с массой более 3,5 т, но менее 7,5 т. Если с автомобилем используется прицеп, то масса последнего не должна быть выше 750 кг. Если в водительском удостоверении есть отметка о категории «С», то также можно управлять указанным транспортом.

Специальная подкатегория C1E

Все автомобили с прицепом из категории «C1» относятся к специальной категории «C1Е». Но существует ряд ограничений: масса тяжелого прицепа должна превышать 750 кг, но быть меньше, чем масса транспортного средства без нагрузки. Общая масса автомобиля с прицепом не должна быть более 12 т.

Спецатегория «CЕ» является старшей, поэтому при ее наличии также можно управлять и транспортом из подкатегории «C1Е».

Водительское удостоверение категории D

К автомобилям категории «D» относится пассажирский транспорт, в котором более 8 мест для сидения (за исключением водительского), а также сцепленный с прицепом (массой до 750 кг) транспорт.

Максимальная масса автобуса на возможность управления не влияет, однако прицеп обязательно должен быть легким. С пометкой о наличии категории «D» в правах можно водить и большой междугородний автобус, и маленькое маршрутное такси.

Сочлененные автобусы к категории «D» не относятся, для них предусмотрена следующая категория.

Специальная категория DE

Если необходимо управлять сочлененным пассажирским транспортом или использовать прицеп, потребуется спецкатегория «DE». Масса прицепа должна превышать 750 кг.

Подкатегория D1

Для вождения пассажирского транспорта, в котором 9-16 мест для сидения, предназначена категория «D1». Если используется прицеп, то его масса не должна превышать 750 кг.

Примерами транспорта категории «D1» могут служить отечественные микроавтобусы ГАЗель-3221, которые часто использовались в качестве маршрутки. Сейчас популярны автобусы иностранного производства, а они, как правило, имеют более 16 мест. Следовательно, для управления такой маршруткой необходима иная категория.

Специальная подкатегория D1E

Водить микроавтобусы с тяжелыми прицепами возможно, имея подкатегорию «D1E». К ней относится пассажирский транспорт из категории «D1» с прицепами массой более 750 кг. В то же время масса прицепа не должна быть выше массы автобуса без нагрузки, а общая масса не должна быть больше, чем 12 т. Прицеп, в отличие от автобуса, не предназначен для перевозки пассажиров.

Если в правах стоит категория «D», то водитель имеет право управлять транспортом из подкатегории «D1». С отметкой «DE» можно водить транспорт из специальной подкатегории «D1E».

Водительское удостоверение категории M

С осени 2013 года действует категория «M», позволяющая управлять двумя видами транспорта: легкими квадрициклами и мопедами. Если вы не сдавали экзамен на категорию «M», но имеете отметку об открытии любой другой категории, то также имеете право ездить на мопеде или легком квадрицикле.

Права на вождение трактора при управлении мопедом не действительны.

Водительское удостоверение категорий Tm и Tb

Раньше отдельных категорий, позволяющих управлять троллейбусом или трамваем, не было. В водительском удостоверении существовала графа «особые отметки», куда и ставилось разрешение. В 2018 году для управления трамваем требуется категория “Tm”, троллейбусом – категория “Tb”.

Почему не стало категории E

В актуальной редакции правил, как и в водительских правах, категория «E» отсутствует. Вместо нее появилась расширенная группа спецкатегорий: «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E». Каждая из перечисленных специальных категорий относится к транспортным средствам с прицепом.

Как добавить в права новую категорию?

Многие водители интересуются, как можно расширить перечень разрешенных категорий. Это несложно и происходит традиционным способом: необходимо пройти курс обучения в автошколе, а затем сдать экзамен на выбранную категорию.

Следует помнить, что нарушение правил и вождение без необходимой категории влечет штрафные санкции в размере от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб., при этом транспортное средство отправляют на штрафную стоянку, а водителю временно запрещают им пользоваться.

Источник: https://avtotemp-zao.ru/kategorii-voditelskikh-prav

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.