Категория а1 в тракторных правах

Содержание

Разъяснения по получению удостоверения тракториста-машиниста

Категория а1 в тракторных правах

Как руководителю учебного центра мне приходится регулярно сталкиваться с фактами, когда учащиеся, да что там учащиеся – руководители предприятий, направляющие специалистов на обучение вождению той или иной техники, не представляют себе, какие удостоверения им для этого требуются.

Между тем этот вопрос обеспечения безопасности труда на предприятии крайне важен как для рабочих, так и для самих руководителей.

Ведь в случае каких-либо инцидентов на складе проводится расследование, и управление самоходной машиной одной категории водителем, имеющим удостоверение тракториста-машиниста другой, квалифицируется как управление без прав.

К ответственности, а в зависимости от последствий она может быть вплоть до уголовной, в таких случаях привлекаются как непосредственные исполнители, так и руководители (должностные лица), допустившие управление техникой не имеющим на это права персоналом.

Между тем разобраться в категориях самоходных машин и удостоверениях, необходимых для управления ими, достаточно просто. Нам поможет в этом Постановление № 796 от 12.07.1999 г.

Правительства РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», где типы машин и необходимые удостоверения разложены по полочкам.

Итак, документ, разрешающий управление самоходной машиной и выдаваемый на руки водителю, называется удостоверением тракториста-машиниста. В нем присутствуют записи о следующих категориях техники.

Категория A – автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее. В нее входят:

• I – внедорожные мототранспортные средства (под эту категорию попадают квадроциклы и снегоходы);

• II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тыс. кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (в нее входят так называемые болотоходы – четырехколесные машинки с двумя местами типа side-by-side и, как правило, с кузовом);

• III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тыс. кг (за исключением относящихся к категории A IV). Примером машин этой категории может послужить карьерный самосвал или вездеход типа «Урал – Полярник»;

• IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более восьми сидячих мест (в частности, перронный автобус, который применяется в аэропортах).

Категория B – гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт, неважно какого типа – хоть дизельным, хоть бензиновым или электрическим. Под нее попадают как мини-тракторы и мини-экскаваторы, так и большинство электропогрузчиков. Наиболее распространенные особые отметки – «машинист экскаватора», «тракторист», «водитель электропогрузчика».

Для водителей электропогрузчиков достаточно удостоверения машиниста-тракториста с открытой категорией В и особой отметкой «водитель погрузчика», либо, в случае если машина имеет мощность до 4 кВт, – удостоверения, выданного учебным центром

Категория C – колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт.

Это пожалуй, самая популярная категория: к ней относятся как большинство вилочных дизельных погрузчиков, так и фронтальные ковшовые погрузчики, начиная от их мини-варианта – «бобкэта» – до некоторых моделей «Амкодор». Наиболее распространенные особые отметки – «водитель погрузчика», «машинист экскаватора», «тракторист».

Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.

Категория D – колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт. Мощные фронтальные погрузчики таких марок, как Dresta, Volvo, Caterpillar и др., предназначенные для перегрузки крупнотоннажных морских контейнеров, – вот представители этой категории. Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.

Категория E – гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт. Наиболее распространены такие особые отметки, как «машинист экскаватора» и «тракторист».

Категория F – самоходные сельскохозяйственные машины.

Пункты постановления определяют, какие записи и отметки допускается делать в удостоверении:

5. В целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации (квалификациях).

6. При наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (отметок) в графах «B», «C», «D» и «E» не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста.

Автослесари, пользующиеся древней «Рохлой», вряд ли подозревают о том, что они должны быть еще и трактористами-машинистами категории С.

Что же такое особые отметки? Дело в том, что все трактористы-машинисты, как и любые рабочие, обучаются в учебных заведениях по определенным программам.

Есть программы обучения на трактористов, есть – на машинистов экскаватора, есть – на водителей погрузчика. Существуют и другие, но эти – самые распространенные.

Считается, что во время обучения учащиеся получают знания и навыки, необходимые для безопасной эксплуатации именно погрузчика, трактора или экскаватора.

То есть водителю погрузчика или штабелера мало иметь права соответствующей категории: чтобы допустить его до работы, нужна и соответствующая особая отметка в удостоверении. В пункте «6» Правил сказано, в каком случае ее может и не быть – если у водителя открыты категории B, C, D и E.

Есть ли возможность не учиться 2,5 месяца (а именно такая продолжительность обучения на тракториста-машиниста)?
-Да, есть. Если у вас есть погрузчики с мощностью двигателя до 4 кВт, «гостехнадзоровские» права для их вождения не нужны. Достаточно иметь удостоверение водителя электропогрузчика либо штабелера мощностью до 4 кВт.

Обучение на эту специальность занимает меньше времени и стоит дешевле. Но у такого удостоверения имеется один недостаток: если владельцы обычных прав тракториста-машиниста просто меняют их раз в 10 лет, то для водителей погрузчиков мощностью до 4 кВт предусмотрена ежегодная переаттестация.

Ее можно пройти как в учебном центре, так и в комиссии предприятия.

Надо ли иметь отдельное удостоверение на право управления погрузчиком мощностью до 4 кВт, если у водителя уже есть права категории В с особой отметкой «водитель электропогрузчика»?
-Нет, не надо. Ведь в удостоверении такого водителя написано: «колесные и гусеничные машины с мощностью двигателя до 25,7 кВт».

Никакого упоминания о технике «от 4 кВт» там нет.

Как определить мощность электропогрузчика, ведь у него есть электродвигатель механизма передвижения, и зачастую не один, электродвигатель гидросистемы, который может быть даже мощнее электродвигателей хода, и отдельный двигатель электроусилителя руля? По мощности двигателя или суммарной мощности двигателей передвижения машины.

Мощность двигателей этих погрузчиков более 150 л.с. либо 110,3 кВт – следовательно, для управления ими нужна категория D

Итак, мы определились с необходимыми (но не достаточными) для работы на погрузчике или штабелере документами. Подведем итоги.

Для тех, кто управляет техникой мощностью до 4 кВт, достаточно удостоверения, выданного учебным центром. Переаттестация – один раз в год.

Если работник управляет электрическим погрузчиком мощностью свыше 4 кВт, но не более 25,7 кВт, то ему необходимо иметь при себе удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией В и особой отметкой «водитель электропогрузчика». В свидетельстве об окончании учебных курсов необходима запись о присвоении 3 разряда.

Удостоверение тракториста-машиниста категории С с особой отметкой «водитель погрузчика»

Кандидат в водители дизельного погрузчика должен иметь удостоверение тракториста-машиниста категории С, 4 разряд и особую отметку «водитель погрузчика». Но только в том случае, если погрузчик не мощнее 110, 3 кВт, а говоря по-русски – не более 150 «лошадей».

Еще один момент: у всех работников склада, управляющих погрузчиками, электротележками и штабелерами (ричтраками) должны быть действующие медицинские справки.

У имеющих удостоверение тракториста-машиниста они должны быть такие, как у водителей автомобилей, с отметкой об отсутствии противопоказаний к управлению самоходными машинами.

В них должно быть написано: «годен к управлению тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами».

Следует разъяснять персоналу, что, проходя водительскую комиссию, работник может и должен сообщить комиссии об имеющейся у него категории «обычного» водительского удостоверения. Зачем 10 раз проходить комиссию, если отсутствие медицинских противопоказаний к управлению как автомобилями и мотоциклами, так и самоходными машинами может быть отражено в одной медсправке?

Для работников, управляющих техникой мощностью до 4 кВт, подойдут и обычные справки, выдаваемые в любой поликлинике. Наличие у использующего погрузчики, тележки и штабелеры персонала удостоверений на право управления ими и медицинских справок – необходимые, но далеко не достаточные условия безопасной работы. 

Источник: https://avtoshkola-vchelnah.ru/pravo-na-pogruzchik/

Все категории тракторных прав

Категория а1 в тракторных правах

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения.

Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено.

Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом.

По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.).

Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение».

В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива».

Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике.

При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.

) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.

Трактор «Агромаш-85».

  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Тракторные права — категории, подкатегории, особые отметки и их значение

Трактор и прочие автомобили сельскохозяйственного назначения имеют некоторые особенности, которые диктуются условиями эксплуатации. Для управления подобными транспортными средствами необходимо получить разрешение государственной инспекции гостехнадзора.

Какие категории и подкатегории тракторных прав установлены в России и каким нормативным актом они регулируются? Какими транспортными средствами можно управлять по каждой из категорий и подкатегорий? Что значит графа «особые отметки» и какие записи туда вносятся? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

Какие виды тракторов бывают?

Существует отдельный вид транспортных средств. Это самоходная техника, к которой относятся машины для дорожных и сельскохозяйственных работ.

В эту категорию входят безрельсовые ТС, обладающие собственным двигателем внутреннего сгорания объемом не менее 50 кубических см или электромотором с мощностью не менее 4 кВТ, а также независимым приводом. К этим видам автомобилей относят экскаваторы, погрузчики, снегоходы, тракторы.

Трактор ― автомобиль сельскохозяйственного назначения, имеет различия по тяговым характеристикам. Учитывая особенности поверхности передвижения, различают колесные и гусеничные тракторы, легкие и тяжелые. Встречаются следующие группы сельскохозяйственной техники:

  • Мини-тракторы. Предназначены для обработки почвы небольших площадей, также могут использоваться и для перевозки грузов;
  • Универсальные агрегаты. Используются для широкого спектра сельхозработ, в том числе посева, полива, пахоты, складирования грузов;
  • Машины общего назначения. Предназначены для энергоемких работ, таких как культивация, вспахивание и прочие;
  • Специальная техника, имеющая конкретное специализированное направление. Сюда относят овощеводческие и хлопкообрабатывающие машины;
  • Агрегаты на самоходных шасси.

Источник: https://prioritetspb.ru/2019/10/vse-kategorii-traktornyh-prav/

Какая категория нужна на трактор

Категория а1 в тракторных правах

В пунктах правил дорожного движения тракторный транспорт регламентируется как один из видов самоходных средств передвижения. Видов тракторов много. Есть погрузчики, бульдозеры, пилобары, экскаваторы, снегоуборочные и т.д. Но, какие права нужны на трактор, вернее, какая категория или категории дают право управления такими видами спецтехники. Об этом поговорим сегодня.

статьи:

  • Что такое тракторная или самоходная техника?
  • Расшифровка категорий и подкатегорий.
  • Во сколько лет можно получить права на трактор?
  • .

Что такое трактор

Трактор – это транспортное средство, имеющее двигатель и использующееся для определенного вида работ, подъем, перемещение, культивация, раскопка, распилка и т.д. По сути, база колесных тракторов одна и база гусеничных тракторов одна, просто в зависимости для каких работ они нужны, делаются компоновки узлов.

Классификация тракторов по видам работ:

  • сельхоз работы;
  • дорожно-строительные работы;
  • транспортные назначения;
  • промышленные назначения;
  • землеройные назначения и т.д.

Главное отличие тракторов от обычных машин, используемых только для перевозки, в том, что трактора не могут развивать высокую скорость, но имеют большую силу тяги.

Как и другие моторные ТС трактора состоят из:кузова;двигателя;трансмиссионного узла;ходового узла;механизмов управления;

основного и вспомогательного оборудования.

Классификация тракторов по виду ходовой части:

Колесные могут передвигаться по асфальтированной дороге, в то время как гусеничным запрещено ездить по асфальту, потому что это быстро разрушает его.

Но, на грунтовой дороге преимущество за гусеничным, так как колесный трактор уже может буксовать и конкретно зарыться в болото. Гусеничные, правда тоже могут остановиться, но это уже, если он поедет по болоту.

Гусеничные трактора могут ехать со скоростью до 40 км/ч.

Категории водительских прав и их расшифровка

На 2018 год состояние тракторных категорий прав состоит из 6 групп: А, В, С, D, E, F и 4-х подргупп: I, II, III, IV.

Группа А

Транспортные средства с мотором, способным развивать максимальную скорость движения до 50 км/ч. Такие ТС имеют ограничения по передвижению по общим дорогам.

В этой группе есть 4 подгруппы:

  • I – мототранспортные внедорожники.
  • II – автотранспортные внедорожники, имеющим 9 мест вместе с водителем и максимальной массой 3,5 тонны.
  • III – внедорожники массой более 3,5 тонны и с числом мест до 9.
  • IV – внедорожники, предназначенные для транспортировки людей. Число мест более 9.

Группа В

Сюда входят колесные и гусеничные трактора, которые имеют двигатель мощностью не более 25,7 килоВатт (35 лс.).

Группа С

Сюда входят только колесные трактора с мотором мощностью от 25,7 до 110,3 кВт (от 35 л.с. до 150 л.с.). Самый популярный трактор – это Беларус. На него нужна категория С.

Группа D

В эту категорию входят колесные трактора с ДВС мощностью более 110,3 килоВатт (от 150 л.с.).

Группа Е

В Е категорию входят только гусеничные трактора с ДВС мощностью от 35 л.с.

Группа F

Представители этой категории – самоходная техника сельскохозяйственного назначения.Это все категории для тракторов.

Когда можно получить права на трактор

Три года назад были внесены изменения в правила получения водительского удостоверения на трактор. Теперь самостоятельно обучение не подходит, надо проходить спец обучение. Обучение ведется в соответствии с Государственными программами профильного образования в Гостехнадзоре. После обучения надо успешно сдать экзамен.

Список категорий прав на трактор по возрасту:

  • Категорию А с подкатегорией I можно получить с 16 лет.
  • В, С, Е, F можно получить с 17 лет.
  • D – с 18 лет.
  • Категорию А с подкатегориями II и III можно получить с 19 лет.
  • Категорию А с подкатегорией IV можно получить с 22 лет.

В отличие от получения обычных водительских прав на легковые и грузовые автомобили, на права на трактор можно получить только по месту жительства водителя или по месту по месту прохождения учебы.

https://www.youtube.com/watch?v=MUsYThsvzrY

Если тракторист попался пьяным, то в случае изъятия прав, потом надо пройти медосмотр для сдачи экзамена и получения прав.

Если у тракториста по каким-то причинам судом были изъяты права, то, он должен их сдать в Гостехнадзор и потом, когда придет их получать, ему повторно надо сдавать теоритический экзамен.

В этом видео показывается сдача экзамена на права тракторист-машинист.

Как управлять экскаватором JBC (Джей Би Си).

Категории тракторных прав.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae422462f578c0c72466ac3/kakaia-kategoriia-nujna-na-traktor-5c28c134ea2b1100ab45b984

Права на трактор: категории, машиниста, как получить, обучение, цена

Категория а1 в тракторных правах

Каждому желающему управлять каким-либо транспортным средством необходимо получить навыки вождения и удостоверение, подтверждающее их наличие. Такой документ не является универсальным и выдается отдельно для каждого типа транспортных средств.

Но для управления сельскохозяйственной техникой недостаточно просто курсов в автошколе. Необходимо удостоверение тракториста-машиниста (права на трактор), получить которое можно только после обучения и благополучной сдачи экзаменов в Гостехнадзоре.

Категории водительских прав на трактор и спецтехнику

Все варианты удостоверений на право управления чем-либо делятся на несколько видов в зависимости от типа транспортного средства. Поэтому прежде чем учиться вождению трактора, следует разобраться в категориях на тракторные права.

Категория А

К тракторным правам категории A относят самоходную технику, которая не предназначается для передвижения по трассам и развивает скорость до 50 км/ч.

Выделяется несколько подкатегорий:

  1. Категория А1. Мототранспортные внедорожные средства.
  2. Категория А2. Автотранспортные внедорожные средства массой не более 3,5 тонн и общим количеством сидячих мест не более 9, включая место водителя.
  3. Категория А3. Автотранспортные внедорожные средства массой более 3,5 тонн.
  4. Категория А4. Автотранспортные внедорожные средства, имеющие более 9 сидячих мест, т.е. предназначенные для перевозки пассажиров.

Если количество сидячих мест в транспортном средстве превышает 9, включая водительское, то его нельзя отнести к категории А3 тракторных ТС.

Категории b c d e f

Остальные виды прав не имеют подкатегорий и различаются в зависимости от вида трактора (гусеничный и колесный) и мощности его двигателя:

  • B — присваивается колесному и гусеничному трактору мощностью менее 25,7 кВт;
  • C — колесные мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D — колесные мощностью от 110,3 кВт;
  • E — гусеничный транспорт с двигателем мощностью более 25,7 кВт;
  • F — комбайны и прочие самоходные сельскохозяйственные средства.

Удостоверение нового образца

С 2011 года в России действуют только права тракториста-машиниста нового образца. Основное их отличие от действующих ранее — наличие штрих-кода, благодаря которому сотрудники ГИБДД могут оперативно получить всю необходимую информацию о владельце документа. Удостоверение тракториста нового образца должно выглядеть следующим образом (пример бланка см. на фото ниже).

Все данные удостоверений заносятся в единую базу данных. Если права были получены незаконным путем (например куплены без сдачи экзамена на права тракториста), то штрих-код на них будет недействителен.

Как проверить на подлинность

Для проверки подлинности полученного удостоверения необходимо направить запрос в региональное подразделение Гостехнадзора. Официальных сервисов, которые предоставляют подобную проверку, нет.

Отличия прав тракториста от автомобильных прав

Основная разница состоит в том, что права на вождения трактора выдается в органах Гостехнадзора, а разрешающие документы на вождение автомобиля оформляются в ГИБДД. Курсы по обучению тракториста-машиниста отличаются от аналогичных программ в автошколах.

Права на вождение спецтехники выдаются только по месту официальной регистрации, то есть в другом регионе их получить будет достаточно проблематично. Если документ был утерян или испорчен, то теоретическая часть экзамена сдается заново.

Права на трактор считаются действительными в течение десяти лет.

Как получить права на трактор

Единственным основанием, допускающим вождение сельхозтехники, является наличие действующих прав на управление трактором, получить которые могут люди, достигшие установленного возраста:

  • категория А1 может быть присвоена кандидатам в возрасте от 16 лет;
  • категории B, C, E, F — с 17 лет;
  • категория D — с 18 лет;
  • категории A2 и A3 — с 19 лет;
  • категория A4 — с 22 лет.

Пройти обучение навыкам вождения выбранных транспортных средств можно в автошколе, имеющей государственную лицензию. Наличие такой лицензии нужно уточнять до начала курсов обучения.

После прохождения необходимой подготовки кандидату на получение удостоверения машиниста нужно будет сдать 2 экзамена — в учебном учреждении и региональном Гостехнадзоре.

Допускается также самостоятельное обучение кандидата навыкам вождения. В таком случае нужно будет сдать только один экзамен, т.к. автошкола в процессе обучения не участвует.

Какие документы нужны

После сдачи экзамена в автошколе или получения всех необходимых навыков (в случае самостоятельного обучения) необходимо подать пакет документов в региональный Гостехнадзор.

Список документов, на основании которых будет приниматься решение о допуске кандидата к итоговой экзаменации:

  • паспорт гражданина РФ;
  • медицинская справка;
  • документ, полученный по итогам обучения в автошколе (не нужен в случае самостоятельной подготовки);
  • заполненная карточка с личными данными и информацией о категории прав, на которую претендует кандидат (бланк для заполнения выдается перед экзаменом на права тракториста).

Какая медицинская справка нужна

Медицинская справка — важный документ, без которого кандидата не допустят даже к аттестации, не говоря уже об управлении ТС.

Для того чтобы ее получить, необходимо пройти медосмотр у следующих специалистов:

  • окулист;
  • психиатр;
  • нарколог;
  • хирург;
  • невролог;
  • лор;
  • терапевт (выдает итоговое резюме на основе заключений всех остальных врачей).

Теоретический экзамен

Цель первой части аттестации — определить уровень знания ПДД и степень владения теорией безопасной эксплуатации транспортных средств.

Принимается экзамен при помощи билетов с вопросами или тестирования на ПК.

Если у кандидата уже имеется действующее водительское удостоверение (например на право управления легковым автомобилем), то от проверки ПДД он автоматически освобождается.

Неудовлетворительная оценка по одной из дисциплин грозит пересдачей, осуществить которую можно в течение 7 календарных дней с момента неудачной аттестации.

Практический экзамен

На этом этапе экзаменации кандидат должен показать свои навыки вождения на практике. Этот блок делится на 2 части аналогично экзамену на получение водительского удостоверения на управление легковым автомобилем:

  1. Проверка на специально оборудованном полигоне (трактородром).
  2. Спецмаршрут, схожий с условиями эксплуатации ТС.

Экзамен обязательно должен проводиться на транспортном средстве той категории, на право управления которой претендует кандидат.

Если кандидат сдает экзамен после самостоятельной подготовки, то у него есть 2 дополнительные возможности пересдачи. В случае неудовлетворительного результата после всех попыток пересдача будет доступна только после прохождения соответствующего обучения в автошколе и предъявления свидетельства о его завершении.

Разряды

При получении специальности машиниста-тракториста определяется не только категория, но и для категории А устанавливаются разряды водителей спецтехники.

Первый разряд присваивается водителям машин, скорость которых не превышает 50 км в час.

Второй разряд присваивается водителям внедорожников. Автомобиль при этом не может быть тяжелее 3,5 тонн. На перевозку пассажирского транспорта необходимо отучиться отдельно.

Третий разряд выступает в качестве аналога предыдущего вида группы прав.

Четвертый разряд создан для водителей внедорожников, число пассажирских мест в которых превышает 8 штук.

Обучение

С начала 2015 года право самостоятельно обучиться на вождение трактора было отменено на государственном уровне. Теперь прежде чем получить права необходимо пройти специализированные курсы от Гостенадзора.

В обучающей школе создана специальная программа на основе предписаний уполномоченных органов государственной власти. Выучиться и получить права можно на базе регистрации учебного заведения.

На экзамене по вождению обязательно будет присутствовать инструктор.

Где отучиться на тракториста

Сейчас практически во всех населенных пунктах нашей страны есть учебные заведения, в которых есть возможность получения образования тракториста.

Стоимость обучения оплачивается самостоятельно соискателем. Каждая школа устанавливает своим цены на получение водительского удостоверения. Так например, в Москве цена на теоретическую часть обучения в среднем составляет около 11000 рублей, а на практическую примерно 1500 рублей.

Хотелось бы отметить, что обычно во всех учебных заведениях используется одинаковая программа.

Замена прав также осуществляется в учебном заведении, за это взимается Госпошлина в размере 400 рублей.

Сроки обучения

Есть два варианта для прохождения обучения на машиниста-тракториста:

  • курсы;
  • средне специальное образование.

Обучение в техникуме и получение средне специального образования займет больше времени. Сколько учиться в этом случае зависит от того, сколько классов в общеобразовательной школе было окончено: 9 классов — 3 года; 11 классов — 10 месяцев.

Все навыки профессии можно усвоить и в более короткий срок, пройдя обучающие курсы, которые длятся обычно 2-4 месяца.

Сколько стоит получение и замена прав

Для того чтобы понять, сколько стоят права на трактор, необходимо детально разобраться в каждой статье расходов.

При первичном получении удостоверения необходимо планировать следующие затраты:

  1. Стоимость обучения в автошколе — средняя стоимость от 10 000 рублей, зависит от прайс-листа выбранной автошколы. Расходы на этот пункт можно не учитывать, если планируется самостоятельное обучение.
  2. Подготовка медицинской справки — средняя стоимость 2000 рублей. Данных расходов можно избежать, если проходить врачей в государственной поликлинике, а не в специализированных медицинских учреждениях, предоставляющих данную услугу платно.
  3. Госпошлина за выдачу удостоверения (в том числе временного). Размер пошлины зависит от выбранного для изготовления документа материала:
  • 500 рублей — на бумажной основе;
  • 2000 рублей — на пластиковой основе.

Затраты на замену действующих прав не будут отличаться от затрат на получение новых за исключением расходов на обучение в автошколе. Размер государственной госпошлины также не меняется.

Таким образом, как восстановить удостоверение, так и получить новое бесплатно невозможно.

Нужны ли права на минитрактор

Ошибочно полагать, что для управления минитрактором не нужны специальные документы.

Чтобы понять, какие права нужны на минитрактор, необходимо разобраться, в каких сферах деятельности он используется и, соответственно, где передвигается.

В первую очередь, данный вид транспорта используется для сельхозработ и не выезжает на автодороги, что, как может казаться, означает для водителя отсутствие необходимости сдавать экзамен по ПДД. Но часто минитракторы используют строительные компании и коммунальные службы. В таком случае отсутствие знаний ПДД у водителя недопустимо.

Права на минитрактор — не что иное, как удостоверение тракториста-машиниста. Право на вождение такого транспортного средства имеют только водители, прошедшие специальное обучение и сдавшие экзамен в Гостехнадзоре.

За неисполнение этих требований недобросовестному водителю грозит штраф.

Где и как поменять удостоверения тракториста машиниста

Необходимость в замене водительских прав на трактор может появиться в следующих случаях:

  • документ испорчен, утерян или украден;
  • окончен срок действия прав;
  • необходимость внесения корректировок в квалификацию водителя;
  • изменения состояния здоровья водителя (обязательно подтверждение медицинской справкой).

В любом из этих случаев необходимо обратиться в региональное представительство Гостехнадзора и написать заявление на замену документа.

Замена удостоверения — процесс несложный, если соблюдены необходимые условия:

  1. Прошло не более 6 месяцев с момента истечения срока действия последнего документа.
  2. У водителя имеется документ, подтверждающий сдачу экзамена по необходимой категории.

При соблюдении этих условий замена прав не займет длительное время и не принесет дополнительных хлопот.

Если же какое-то из них не соблюдается, то Гостехнадзор может потребовать сбор полного пакета документов (как при первичном получении), а также повторную сдачу теоретического и практического экзаменов.

Права на трактор в Казахстане, Украине и Белоруссии

В Казахстане, Украине и Белоруссии этапы для получения водительского удостоверения схожи с действующими в России:

  • обучение;
  • медицинское обследование;
  • экзамен теоретический;
  • экзамен практический;
  • выдача удостоверения при благополучном завершении предыдущих пунктов.

Водителям, желающим работать на территории РФ, нужно учитывать, что удостоверения, полученные за границей, в России являются недействительными.

Для того чтобы иметь возможность работать в Российской Федерации, водитель должен получить национальные права в соответствии с нормами, установленными законом.

Во сколько лет можно получить права тракториста-машиниста

Каждая подкатегория имеет свой определенный возраст, в котором можно получить права на управление трактором.

  • при четвертом разряде категории А выдача прав возможна с 22 лет;
  • при разряде 2 и 3 с 19-летнего возраста;
  • права на категорию Д выдаются с совершеннолетия;
  • открыть права категорий B, C, E, F можно в 17 лет;
  • получить права А1 могут даже подростки с 16 лет.

Лишают ли водительских прав при лишении прав тракториста?

При лишении прав на один вид транспорта при нарушении ПДД автоматически действие прав на любое другое транспортное средство аннулируется.

Если водитель совершил административное нарушение, то по статье 12.1 КоАП его лишают возможности управлять всеми ТС. Не важно кем выдано было водительское удостоверение ГИБДД или любой другой уполномоченной на это организацией.

Таким образом, если водителя лишили любого вида прав, то он не имеет возможности управлять любым видом транспортного средства:

  • объем двигателя больше 50 кубов;
  • максимальная скорость свыше 50 км в час;
  • трактора, троллейбусы, трамваи и иные виды ТС.

А у вас есть водительское удостоверение для вождения трактора? Как вы его получали?

Источник: https://SpecMahina.ru/traktor/prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.