Категории водного транспорта

Содержание

Начинающему судоводителю

Категории водного транспорта

В ходе подготовки судоводителей у новичков возникает масса вопросов. Тема судовождения насыщена разными терминами и аббревиатурами. Поэтому для упрощения понимания мы подготовили шпаргалку, которая поможет разобраться с основными понятиями.

Какие бывают маломерные суда?

Сначала давайте определимся с основным понятием и ответим на вопрос – что такое маломерное судно. Федеральный закон №36 определяет эту формулировку так. Это водное транспортное средство длиной не более 20 метров и вместительностью до 12 пассажиров вместе со снаряжением.

Под понятие маломерного судна подходят следующие плавательные средства:

  • Моторная лодка – водное транспортное средство с подвесным мотором. Выделяют транспортные, туристические и разъездные лодки, которые отличаются грузоподъемностью;
  • Катер – основное отличие от лодки – наличие мощного стационарного мотора;
  • Гребная лодка – малое судно без мотора, но оснащенное веслами;
  • Байдарка или каяк – легкая длинная лодка. Чаще используется в спортивных соревнованиях или туристических походах. Для управления необходимо двухлопастное весло;
  • Парусник – плавательное средство, которое приходит в движение благодаря парусам и энергии ветра. Разновидности могут сильно отличаться по своим габаритам;
  • Гидроциклы/скутеры – скоростные и маневренные плавсредства со стационарным мотором. В длину до 3х метров, максимальная скорость – до 200 км/ч, грузоподъемность – до 300 кг;
  • Надувная лодка – резиновое судно, оснащенное либо веслами, либо мотором. Отличается легкостью и удобством в эксплуатации;
  • Катамаран – двукорпусное малое судно, оснащенное ферменным или палубным мостом посередине. В зависимости от разновидности, могут значительно отличаться по габаритам.

Не все плавательные средства, подпадающие под вышеуказанные технические характеристики нуждаются в постановке на учет и получении прав.

Например, водные транспортные средства, массой до 200 кг и мощностью двигателя (при его наличии) до 8 киловатт включительно не требуют прохождения аттестации на право управления ими.

К числу таких средств передвижения относят катамараны, надувные лодки, байдарки.

Что такое ГИМС и для чего она нужна?

Новичкам в судоходстве полезно будет узнать, что такое ГИМС, об ее значении и функциях. Аббревиатура расшифровывается, как Государственная инспекция по маломерным судам.

ГИМС – это исполнительный орган власти, который устанавливает и контролирует правила пользования маломерными судами на воде, а также на прилегающих участках. Например, на стоянке, пляже, переправе.

Функции ГИМС

  1. Государственная инспекция уполномочена вести надзор за соблюдением правил безопасности на воде и прилегающей территории. С ее помощью производится контроль соблюдения требований по охране труда.
  2. ГИМС освидетельствует, производит учет и регистрацию водных транспортных средств.

  3. Именно здесь можно пройти аттестацию и получить удостоверение судоводителя. Поэтому, когда нужны права для лодки, то обращаться нужно именно в государственную инспекцию.
  4. Данный уполномоченный орган проводит техническое освидетельствование плавательных средств, а также ведет общий реестр малых судов.

  5. В функции государственной инспекции входят поисково-спасательные мероприятия на воде.

Значение ГИМС для судовождения

Благодаря государственной инспекции производится разработка и внедрение новых систем обучения судоводителей. Проводится разъяснительная работа среди населения с целью снижения несчастных случаев на воде.

Государственная инспекция участвует в ликвидации последствий несчастных случаев и катастроф, связанных с водой. В том числе проводит поисково-спасательные операции.

Если обучиться судовождению можно даже в частной организации, то сдать экзамен и получить права на управление плавсредством можно только в ГИМС. Во время экзамена государственные инспекторы строго следят за соблюдением требований и соответствием уровня знаний обучившегося. Ведь от этого зависят жизни других людей.

Где плавают маломерные суда?

После успешно сданного экзамена, выдается удостоверение с отметками о том, какими типами плавательных средств разрешено управлять и где плавать. Нелишним будет разобраться в вопросе, что такое район плавания маломерного судна. Это зона, в которой разрешено находиться тому или иному плавсредству.

Существует несколько разновидностей районов плавания:

  • Внутренние пути (ВП) –водоемы, для передвижения по которым не требуется соблюдения знаков приоритета между судоводителями, как на внутренних водных путях. Данная категория разделяется еще на два подвида:
    • естественные внутренние пути – несудоходные реки, озера, пруды.
    • искусственные ВП – несудоходные каналы, рукотворные водоемы, водохранилища.
  • Внутренние водные пути (ВВП) – водоемы, где судоводитель обязан соблюдать определенные правила управления плавсредством. Например, судоходные реки, озера.
  • Морские пути (МП) – внутренние и внешние моря, прилегающие к территориям государства. К данной категории также относятся водоемы, которые не являются морями, но где действуют правила судоходства, как на морских путях. Это озера Байкал, Онежское, Ладожское.

Перед началом обучения абитуриенту необходимо определиться с тем, на каком водном транспортном средстве он предполагает плавать и в каких водах. От этого зависит, какие экзамены ему придется сдавать.

Новичку, впервые пришедшему на обучение, может быть не понятно, что это ГИМС ВП, ВВП, МП. В зависимости от района плавания отличаются экзаменационные вопросы. Для экзамена по внутренним путям важно знать общие положения и правила судоходства.

А, например, при сдаче экзамена для ВВП от учащегося потребуется знание правил передвижения по внутренним водоемам РФ согласно паритету между суднами. Зная, что такое ВВП в ГИМС можно подготовиться к успешной сдаче экзаменов.

Для того чтобы получить удостоверение судоводителя и иметь право управлять водным транспортным средством на море, студенту необходимо понимать что это МП ГИМС. В ходе экзамена в государственной инспекции потребуется подтвердить свои знания в области морских путей, в частности о международных судоходных правилах.

Заключение

Для начинающих судоводителей поначалу трудно сориентироваться в многообразии специфических терминов и понятий. Занятия в учебном центре помогут легче их освоить и подготовиться к теоретическому экзамену в ГИМС.

После этого студенты с легкостью ориентируются в законодательных требованиях и нормах, а управление водным транспортом становится безопасным и в удовольствие.

материалом:

[evc_social_s]

Источник: https://nou-centr.ru/news/nachinayushhemu-sudovoditelyu-gims-mp-vvp-vp-chto-eto-takoe/

Права на катер

Категории водного транспорта

Всем хорошо известно, что передвигаться можно не только по суше, но и по воде и воздуху. Во втором случае осуществить это простому обывателю достаточно трудно, а вот прокатиться по водным просторам вполне доступно. Но для этого нужно получить права на управление маломерными судами. Ведь и на воде бывают проверки документов.

Допуск к экзамену на право управления маломерным судном

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не превышает 20 метров, а общее количество возможных людей на борту не превышает 12 человек.

К экзамену на получение права управления маломерными судами допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие подготовительные курсы. Сами курсы длятся от 1 до 3 месяцев.

В зависимости от того, где данные права будут разрешать управлять судном, срок обучения может меняться. Стоят такие курсы в среднем 9000 рублей. Практические занятия в общий курс не входят, но по желанию обучаемого можно взять практические уроки у опытных преподавателей за отдельную плату.

Формы обучения: очная, заочная, корпор`ативная или индивидуальная.

Государственный экзамен на право управления маломерным судном нужно сдавать в подразделении Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС РФ).

Типы судов, на которые распространяются данные права

Удостоверение на право управления маломерными судами  дает право управлять:

  • маломерными моторными судами (катера, лодки);
  • маломерными парусными судами;
  • маломерными парусно-моторными судами;
  • гидроциклами;
  • маломерными судами особой конструкции (аэробот, амфибия, экраноплан, подводная лодка и другие маломерные моторные суда, специфичные конструктивные признаки которых обеспечивают альтернативные способы их динамического перемещения).

Воды, на которые распространяются данные права

  • “ВВП” – внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
  • “ВП” – внутренние несудоходные водоемы (внутренние воды);
  • “МП” – территориальное море и внутренние морские воды РФ;
  • «МПВ» – морские прибрежные воды до 20 миль от берега.

Ответственность водителей маломерных судов

Стоит так же отметить, что за управление судном без специальных прав, предусмотрено наказание по статье 11.8.1 КоАП: управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, – влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей, а судно подлежит задержанию и помещению на специализированную стоянку.

А за пьяное вождение маломерного судна штраф 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от 1 года до 2 лет.

Так же как и для водителей автомобилей предусмотрена ответственность за отказ от медосвидетельствования: штраф 1000-1500 рублей или лишение права управления судном на 1-2 года.

Если же Вы покатали кого-то на маломерном судне с нарушением правил безопасности, то это может повлечь наложение штрафа в размере 300-500 рублей, а для должностных лиц – 500-1000 рублей.

Штрафы смешные, поэтому многие даже не парятся по поводу безопасности пассажиров, получения прав на управление. Но государство обещает навести в этой сфере порядок, чтобы во время летних водных «аттракционов» как можно меньше было пострадавших.

Как получают права на катер

Получение прав на катер или иное маломерное судно называется аттестацией. В аттестацию входят:

  • проверка входных документов по типу маломерного судна и водам для плавания;
  • проверка теоретических знаний;
  • проверка практических навыков.

Результаты каждой проверки действительны 6 месяцев. Не явка в срок на следующий этап проверки без уважительной причины приведет все старания к нулю. Все нужно будет делать заново.

Для проверки теоретических знаний нужно ответить на вопросы двух билетов. Один билет по теоретическим знаниям управления определенным типом маломерного судна, а второй – для проверки правил плавания в определенных водах.

Экзамен сдается на компьютере. В билеты входят следующие тематические блоки:

1. Тематические блоки для проверки знаний по вопросам управления маломерным судном определенного типа:

  • основы теории судна; элементы конструкции маломерных судов, состояние которых влияет на безопасность плавания; основы ухода за судовым двигателем (парусами); спасательные средства; правила использования спасательных средств судна; предотвращение борьба с пожарами; правила обеспечения непотопляемости судна;
  • учет воздействия ветра и течения при плавании; теория управления судном при выполнении расхождения, включая плавание на встречных курсах и при выполнении обгона; теория постановки на якорь и проведения швартовки в различных условиях; факторы, способствующие возникновению происшествий при управлении маломерным судном; меры предотвращения посадки маломерного судна на мель;
  • порядок действий при выходе двигателя из строя, при столкновении, при посадке на мель, при обнаружении возгорания и при пожаре, при поступлении забортной воды;
  • методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в различных ситуациях на судне и иных водных объектах;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды на водных объектах.

2. Тематические блоки проверки теоретических знаний по правилам плавания и организации судоходства в определенном районе:

  • международные (только для морских прибрежных вод до 20 миль от берега) и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие безопасность мореплавания/судоходства, правила плавания маломерных судов, включая правила плавания в портах и вопросы административной ответственности за нарушение правил плавания, эксплуатации маломерных судов и управления ими;
  • правила шлюзования (только для внутренних водных путей Российской Федерации);
  • основы навигации и связи в районе плавания;
  • основы метеорологии района плавания.

Практический экзамен на право управления маломерным судном (катером)

Состав практического экзамена на право управления любым моторным маломерным судном, кроме гидроцикла:

  • запуск двигателя (двигателей);
  • отход судна от причала и подход к нему, выполнение швартовых операций с судном;
  • изменение скоростного режима движения судна, включая остановку и набор скорости судном;
  • удержание курса, выбор оптимального курса судна относительно волны, изменение курса, в том числе повороты на обратный курс и на 360 градусов;
  • движение судна задним ходом;
  • расхождение со встречными судами и другими водными плавающими средствами, оценка опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
  • распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
  • радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
  • выполнение маневра «человек за бортом» с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
  • постановка на якорь и снятие с якоря;
  • подход судна к необорудованному берегу и отход от него.

Состав практического экзамена на право управления любым парусным маломерным судном:

  • отход судна от причала, подход к нему;
  • постановка основного и дополнительного парусного вооружения и уборка парусов с судна;
  • удержание судна на различных курсах относительно ветра, смена галсов;
  • выбор оптимального курса судна относительно волны;
  • выполнение поворотов “оверштаг” и “фордевинд”;
  • расхождение со встречными судами и другими плавающими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
  • распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
  • радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
  • выполнение маневра “человек за бортом”;
  • постановка судна на якорь и съемка с якоря.

Состав практического экзамена на право управления гидроциклом:

  • посадка на гидроцикл и отход на нем от причала;
  • дифферентовка гидроцикла;
  • прямолинейное движение на различных скоростях;
  • повороты и другие маневры на различных скоростях;
  • движение задним ходом;
  • подход к берегу и отход от него;
  • подход к причалу и швартовка гидроцикла.

Госпошлины за маломерное судно

Государственная пошлина за выдачу удостоверения на право управления маломерными судами (спортивное судно) составляет 800 рублей, а за замену – 650 рублей. За регистрацию права собственности на маломерное судно – 800 рублей. За регистрацию в Государственном реестре судов – 1600 рублей.

Удачного Вам плавания!

по теме:

Обновлена: Дмитриевым Виталием. Дата обновления: 06.06.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Источник: https://www.avtogai.ru/nalodku.html

Категории прав на водный транспорт: категории гимс

Категории водного транспорта

Любой маломерный водный транспорт требует регистрации в ГИМС, здесь же выдаются документы, дающие основание управлять водным транспортным средством. ГИМС – структурное подразделение МЧС РФ, а права на катер, категория которых соответствует литере В, являются документом, действующим в акватории России.

В отличие от обычного водительского удостоверения, которое выдается автошколами, в документах по гимсу прописываются не только данные владельца и категория, но и возможная область плавания. Общий вид бумаги отличается от привычных водительских разрешений.

Категории прав

Прежде, чем получить прерогативу управления, в гимсе нужно пройти государственное обучение и сдать экзамен. Согласно полученному документу управлять можно гидроциклами или маломерным транспортом. Катера подразделяются на варианты:

  • моторные лодки;
  • парусные или моторные яхты;
  • суда особой конструкции.

Область, указанная в документе, являющаяся разрешенным районом, обязательная для соблюдения. Управлять ТС на территории других водных путей категорически запрещено инспекцией.

Кроме географических показателей, в документе также будет указано возможное расстояние от берега. Удаляться на судне далее введенных данных нельзя. Стоит отметить, что в новой редакции ГИМС моторная лодка и катер объединены в одну категорию, однако отдельными оказались гидроциклы и парусники.

Права на катер могут не потребоваться, если ТС обладает массой до 200 кг. Допустимый двигатель – 10 лошадиных сил, а мощность – до 75 силовых лошадей. Если техника отличается существенными данными, для ее управления необходим судоводитель с правами.

Маломерным судном считается любая техника, длина которой 20 метров, а общее количество мест не превышает 12. Наличие иммунитета не дает преимущество при вождении, механическое  средство должно быть зарегистрированным, с техосмотром и оборудованным должным образом. За несоблюдение правил предусмотрена административная ответственность.

Процесс учебы

Права на водный транспорт категории гимс доступно получить каждому желающему.

Будущему судоводителю придется некоторое время посещать специальное учебное заведение с имеющейся лицензией на ведение деятельности.

Центры имеются во всех крупных городах: Москве, Омске, Тюмени, прочих, но одних только занятий недостаточно. Для получения прав необходим сертификат о пройденном обучении и сданный экзамен.

В процессе обучения присутствует практическая и теоретическая часть. Однако практика возможна исключительно в период навигации. Чтобы стать учеником ГИМС, необходимо написать заявление, оплатить лодочный курс и пройти медицинский осмотр.

Как правило, весь пакет документов подготавливается обучающей организацией. Кандидату остается пройти аттестацию в указанные сроки.

Допущенному к экзаменам не может быть менее 18 лет, учитываются медицинские противопоказания. Длительность курса различается в зависимости от категории прав и составляет примерно 1–3 месяца. Практические занятия предоставляются за отдельную плату по очной, заочной и индивидуальной форме.

Как уже было сказано выше, кроме типа судов, в сведе́ниях отмечаются воды, на которые категории прав гимс распространяется:

  • ввп – внутренние водные пути;
  • вп – внутренние водоемы;
  • мп – море и внутренние морские воды;
  • мпв – морские прибрежные воды.

Обязательства судоводителей

Если маломерное судно управляется без специальных разрешений на водный транспорт действующего подвида, за выявленный случай предусматривается ответственность согласно КоАП, по действующей статье 11.8.1.

За управление транспортом без удостоверения или за передачу судна другому человеку, не имеющему допуска к управлению, предусматривается административное наказание.

При этом техническое средство задерживается и помещается в специальный порт.

Маломерными судами нельзя управлять в алкогольном опьянении, за это грозит ответственность как административная, так и криминальная. Для водителей данного вида водного транспорта предусмотрено наказание за отказ от медицинского освидетельствования. Административная ответственность для должностных лиц обычно выше, чем для обычных граждан.

В целом штрафы небольшие, поэтому многие не задумываются о безопасности. Халатность приводит к жертвам, которых особенно много во время летних водных развлечений.

Процесс получения прав

Получение категории прав на лодку с мотором называется аттестацией, в процесс входит следующее:

  • сбор и подготовка документов на само судно;
  • проверка теории;
  • проверка практики.

Для каждого этапа предусмотрены свои сроки, результаты действительны в течение полугода и за это время необходимо получить документы по практике. Неявка учитывается только по уважительной причине, в других случаях результаты аннулируются.

В теоретической части предусматривается всего лишь два билета, в которых присутствуют вопросы, касающиеся знаний управления и знаний правил плавания в территориальной акватории.

В современном варианте экзамен для получения права в категории на маломерные суда и теоретический блок сдается на компьютере. Вопросы подразделяются по организации судоходства в определенных районах, например:

  • международные;
  • шлюзовые;
  • навигационные;
  • метеорологические.

В блоке вопросов, касающихся теории управления, рассматриваются следующие темы:

  • техническая основа маломерного водного транспорта;
  • теория управления;
  • действия при поломках;
  • оказание первой помощи;
  • экология.

Задания в билетах обычно несложные, желающим получить категории гимс, достаточно немного подготовиться. Определенные навыки потребуются в практической части обучения, для их получения необходимо пройти курс дополнительных занятий.

Одновременно можно получить права на несколько подвидов транспорта, но в повышенной части нельзя делать ошибки. Пересдача теории допускается правилами, но с перерывом через неделю.

Процесс сдачи на категории судоводителей включает следующие действия проверяющего:

  • оценка карточки судоводителя;
  • проведение инструктажа;
  • оценка действий обучающегося;
  • оформление результатов.

Серьезные ошибки приведут от отстранения обучающегося. Если все выполнено правильно, обучающийся получает сертификат с датой, в которую можно зарегистрировать удостоверения. До этого момента необходимо обязательно оплатить госпошлину. Сумма этого платежа связана с типом регистрируемого транспортного судна, в зависимости от категории различается.

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Источник: https://CatFishing.ru/gims/prava-na-kater-kategoriya/

Категории плавания маломерных судов и сертификат СE

Категории водного транспорта

Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является категория плавания, то есть способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.      

Для классификации маломерных судов, вводимых на рынок и эксплуатируемых на территории стран Евросоюза, существует единый стандарт, предусмотренный Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) – так называемая «Категория СЕ», или «Категория RCD», и ее соответствующие значения: «А», «B», «C» и «D». Относимость судна к одной из таких категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.

Категории СЕ / RCD

А. Океанские суда – катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.

B.Морские суда – катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.

C.Прибрежные суда – катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.

D.Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод – лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.

Сертификат СЕ

Категория плавания СE / RCD присваивается судну в процессе сертификации СЕ, которая является обязательной для всех маломерных судов с длиной корпуса от 2,5 до 24 метров, размещаемых на рынке или вводимых в эксплуатацию на территории стран Евросоюза.

Данная обязанность установлена Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), введенной 16 июня 1996 года Европейской Комиссией в целях обеспечения единого уровня безопасности в разработке и производстве маломерных судов на всей территории Европейской экономической зоны.

Действие Директивы распространяется на катера и яхты длиной от 2,5 до 24 метров, предназначенные для спорта и отдыха, включая чартерные суда, а также гидроциклы и некоторое оборудование. Сюда, в том числе, входят средства водного транспорта, частично построенные на территории Евросоюза и импортированные из-за его пределов.  

Соответствие судна требованиям Директивы подтверждается:

–        маркировкой знаком «CE»,

–        наличием уникального идентификационного номера (УИН / ИНК), который размещается на внешней стороне транца (в верхнем углу, ближе к правому борту), а также внутри салона – «скрытый» идентификационного номер (должен быть подробно записан в файле технической документации на судно),

–         «табличкой» производителя, которая крепится к судну, доступна для осмотра и в обязательном порядке содержит информацию о производителе / импортере, категории конструкции, максимально допустимом количестве человек на борту, максимальной загрузке, идентификационном номер Европейского Уполномоченного органа, который выдал сертификат CE и знак «CE».

Средства водного транспорта, прошедшие сертификацию СЕ в рамках Директивы, вне зависимости от типа конструкции, размеров и категорий, должны иметь следующие документы:

–        Техническая документация, соответствующая Директиве, с подробным описанием судна, его дизайна, конструкции и компонентов, подтверждающая соответствие судна всем применимым в рамках Директивы международным стандартам ISO,

–        Руководство пользователя (инструкция), соответствующее Директиве,

–        Декларация соответствия Директиве.

Не подпадают под действия Директивы и, соответственно, не подлежат обязательной сертификацию СЕ и не имеют соответствующие маркировки и сертификаты:

–        суда, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные лодки, которые производитель отнес к этой категории,

–        каноэ и байдарки, гондолы и водные велосипеды,

–        парусные доски для серфинга,

–        доски для серфинга, включая доски для серфинга с мотором,

–        оригинальные исторические корабли и их копии, спроектированные до 1950 года, построенные преимущественно из оригинальных материалов и помеченные как таковые изготовителем,

–        экспериментальные суда, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза,   

–        суда, построенные для личного пользования, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза в течение пяти лет,

–        подводные суда,

–        суда на воздушной подушке,

–        суда на подводных крыльях,

–        суда с паровым двигателем, с топливом в виде угля, кокса, древесного топлива, нефти или газа.    

Еще одно исключение из требований Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) составляют маломерные суда, которые были введены в эксплуатацию на территории соответствующего государства до момента его признания участником Евросоюза либо до момента реализации Директивы, то есть до 16 июня 1998 года.  

Двигатель

В 2006 году вступили в силу поправки 2003/44/EC, которые акцентировали внимание Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC на уровне шума двигателей и выбросах выхлопных газов.

С того времени возникало немало неприятных и непривычных для яхтсменов ситуаций, когда состояние нового двигателя неожиданно признавалось не соответствующим требованиям Директивы и судно не проходило инспекцию СЕ – оставалось либо полностью заменить двигатель, либо эксплуатировать судно исключительно за пределами Евросоюза.

Для новых судов ситуация была устранена довольно быстро: с 2006 года европейские и даже американские производители начали активно внедрять сертификацию двигателей и оборудования до момента их монтажа. Таким образом любые проблемы с последующим прохождением инспекции СЕ самого судна полностью исключались.

На сегодняшний день любые двигатели для маломерных судов, выпущенные в Европе с 2006 года, гарантированно имеют сертификат СЕ. Подобный же сертификат могут иметь двигатели некоторых производителей из США, Великобритании, Китая и Южной Америки.

Отсутствие или подделка сертификата СЕ

Если судно соответствует всем вышеперечисленным требованиям, оно должно иметь сертификат СЕ, соответствующую маркировку и документацию.

Согласно Директиве о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), в качестве санкций за нахождение судна на территории Евросоюза без сертификата СЕ, с недействительным или поддельным сертификатом СЕ, в зависимости от обстоятельств, могут быть применены запрет на эксплуатацию судна, наложение ареста на судно, штраф до 10 000 Евро и/или лишение свободы на срок до 3 месяцев.

Что дает сертификат СЕ при эксплуатации судна вне стран Евросоюза?

Для жителей России, Украины, Белоруссии и Казахстана приобретение катеров или яхт, построенных европейскими судостроителями, становится явлением довольно частым. Особенно в последнее время, когда именитые яхтенные бренды повсеместно открывают собственные представительства, появляется все больше их официальных дистрибьюторов и дилеров.

Но если для Европы наличие у яхт маркировки СЕ является делом необходимым и привычным, для нас это лишь некий дополнительный показатель, которому мы, в силу действующих локальных нормативных актов по классификации и сертификации водной техники, не всегда придаем значение.

Вместе с тем, среди известных преимуществ наличия у катера или яхты, импортируемого из Европы, сертификата СЕ мы можем выделить следующие:

–        подтверждение соответствия судна международным стандартам,

–        подтверждение заявленных продавцом технических характеристик судна, его дизайна, конструкции, категории плавания,

–        возможность дальнейшей эксплуатации судна, его регистрации и продажи (перепродажи) на территории любого из государств-участников Европейской экономической зоны без каких-либо помех и препятствий.   

Источник: https://ruyachts.com/journal/kategorii-plavaniya-malomernyih-sudov-i-sertifikat-se/

Категории прав на водный транспорт

Категории водного транспорта

Управлять любым маломерным судном с двигателем мощностью менее 75 лошадиных сил нельзя без удостоверения. К ним относят катера, байдарки, гребные, моторные и парусные лодки, шлюпки, яхты. Желая получить категорию судоводителей маломерных судов нужно знать, требуется ли проходить обучение и какие есть особенности.

Права ГИМС

Любое маломерное судно необходимо регистрировать в ГИМС, там же получают права. Согласно КоАП РФ (второй пункт статьи 11.8), за управление водным транспортом без удостоверения предусмотрено наказание в виде штрафа. В соответствии со статьей 27.13 Кодекса, ТС перемещают на специализированную стоянку до устранения причины.

ГИМС входит в структуру МЧС России, организация производит регистрацию плавательных средств, техосмотр лодок, катеров и гидроциклов. Кроме того, выдает права судоводителей маломерных судов разных категорий после экзамена.

Порой некоторые думают, что категорию вписывают в обычное водительское удостоверение, которое получают после автошколы. Однако это неверно — в ГИМС выдаются права на маломерное судно, где указывают не только категорию и данные водителя, но и допустимую местность плавания. Выглядят они иначе.

Виды прав

В ГИМС возможно сдать экзамен и получить права на управление гидроциклами либо маломерными судами. Последние подразделяют на водоизмещающие варианты и глиссеры. К маломерным относят:

  • моторные лодки и катера;
  • парусные и моторные яхты;
  • другие судна, имеющие особую конструкцию.

Уже упоминалось, что в документе обязательно указывают разрешенный район плавания. Именно в этой местности судоводитель имеет право управлять ТС на территории внутренних вод и водных путей, внутренних морских и прибрежных вод.

В удостоверении также указывают расстояние от берега, на которое возможно удаляться на судне. Ранее на катер и моторную лодку требовались разные категории прав ГИМС, сейчас их объединили в одну. Дополнительно можно открыть категорию на гидроцикл и парусную лодку.

В каких случаях требуются права на катер

Проходить обучающие курсы и получать удостоверение необходимо для управления любым плавательным средством, зарегистрированным в реестре ГИМС.

Права не требуются только на ТС массой до 200 кг, но мощность двигателя при этом не может превышать десяти лошадиных сил.

Если катер обладает мощностью до семидесяти пяти лошадиных сил, а его масса (с лодочным мотором) составляет больше допустимого, то без удостоверения судоводителя обойтись нельзя.

Обучение

Каждый, кто желает получить права на мотолодку, должен пройти обучение. Сделать это допустимо в специализированном учебном заведении, у которого есть лицензия на предоставление подобных услуг.

Центры можно найти практически во всех городах, где есть Государственная инспекция по маломерным судам. При наличии сертификата или диплома из организации возможно сдать экзамен в ГИМС.

Цены отличаются в зависимости от административного центра, обычно не более 8500 рублей. Состоит обучение из теории и практики, стоит обратить внимание, что практические занятия осуществляются исключительно во время навигации.

Для зачисления ученику требуется написать заявление, оплатить курс, предоставить справку о пройденном медицинском освидетельствовании и 3 цветных фото.

Сначала кандидат сдает экзамены в организации, где проходила подготовка, а затем в инспекции на основе документа из школы.

Необходимые документы для сдачи экзамена в ГИМС

Обязательно требуется паспорт гражданина Российской Федерации и заявление на сдачу экзамена. Предоставляют справку либо копию свидетельства из учебного заведения, где судоводитель проходил курс. Передают также медицинскую справку и 3 фотографии (цветные, на матовой бумаге, размер 3х4 см).

Как правило, пакет документов подготавливает обучающая организации, ученику остается только посетить Государственную инспекцию. Она же предварительно подает заявку в ГИМС на аттестацию, но кандидату может выбрать дату и время самостоятельно.

Срок прав ГИМС

Действует удостоверение десять лет с момента выдачи, как и обычные водительские права на машину. Документ, который был выдан до 01.01.2015 остается действительным, пока не закончится его срок. Менять его раньше нет необходимости.

Обучение и получение прав в ГИМС

Прежде чем отравляться в инспекцию для прохождения аттестации, необходима подготовка. Однако есть один вариант сэкономить средства — сдать экзамены экстерном, к тому же это дешевле. Предварительно нужно самостоятельно выучить билеты, опубликованные на официальном сайте.

Следует посетить ГИМС и написать заявление на имя главного инспектора. Шаблон можно найти в интернете или взять в организации. К заявлению прикладывают пакет документов, а также копии паспорта (страница с ФИО и регистрацией). Представители органа изучат документы, а затем назначат дату испытаний.

Как проходит экзамен:

  1. Сдающему надо явиться в указанный день в ГИМС вместе с паспортом и заполнить карточку судоводителя. Кандидатам выдают по одному билету, на ответ отводится 20 минут. Каждый из них содержит 10 вопросов, допускать более двух ошибок запрещено.
  2. Если одновременно нужно получить права на водный транспорт категории гидроцикл, то выдадут второй билет, состоящий из 8 вопросом. В нем нельзя делать более одной ошибки. Пересдать теоретическую часть можно уже через неделю.

Задания в билетах не очень трудные, судоводители с легкостью отвечают на них, если заранее готовились. На практической части кандидату необходимо показать наличие определенных навыков в управлении плавсредством. Порядок действий:

  • инспектор проверяет карточку судоводителя;
  • проводит инструктаж и дает задание;
  • оценивает правильность действий сдающего;
  • оформляет результаты аттестации.

При серьезных ошибках кандидата отстраняют от испытания. Если все выполнено верно, то представитель органа сообщает дату получения удостоверения. Обязательно оплачивают госпошлину в размере 1300 рублей.

Для тех, кто не уверен в собственных силах при подготовке без учебного заведения, рекомендуется пройти курсы. В местном отделении инспекции подают заявление и оплачивают обучение. Подготовка длится около двух месяцев, включает теорию и практику. В конце курса ученики сдают экзамен, на основе которого выдается свидетельство и удостоверение на право управлять катером.

О прогулках по реке на катере мечтают многие, но большинство пугает необходимость получать права на маломерное судно. В этом нет ничего трудного, необязательно даже проходить обучение. Однако выучить билеты самостоятельно все-таки придется, чтобы сдать экзамены в ГИМС.

Источник: https://PravaGims.com/prava-na-kater-kategorija/

Маломерные суда – определение, регистрация и освидетельствование

Категории водного транспорта

Водный транспорт включает в себя множество плавсредств, отличающихся по конструкции и техническим характеристикам. Здесь есть и крупнотоннажные корабли, и элитные яхты, и спортивные суда, и маленькие надувные лодочки.

Но невозможно разработать правила судоходства для каждого вида транспорта, поэтому в законодательстве используются обобщающие термины, и одно из наиболее известных понятий – маломерные суда. С этим правовым определением и будем сегодня разбираться: узнаем, какие суда относятся к маломерным в РФ, и чем, собственно, отличается эта категория транспорта.

Итак, в статье приводятся определение и классификация маломерных судов, их сроки навигации и районы плавания, а также кратко разбираются основные правовые нюансы – регистрация и получение прав на лодку в ГИМС.

Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены

Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает.

Итак, на 2020 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:

Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.

Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд.

В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС).

Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ.

На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.

Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.

Общее устройство маломерного моторного судна

Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:

Корпус [1] — Основная часть судна, в которую входят набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки. Передняя часть корпуса называется баком (бак), средняя часть — шканцами (шканцы), кормовая часть — ютом (ют).

Надстройка [2] — Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине корпуса судна.

Рубка [3] — Часть надстройки или конструкция на палубе не занимающая всей ширины корпуса судна (расстояние от борта до стены рубки более 4% от ширины корпуса). Является помещением для управления судном и двигателем. На маломерных судах надстройка и рубка совмещается.

Моторная ниша [4] — Отсек в кормовой части корпуса судна для размещения главного судового двигателя, узлов и агрегатов систем двигателя, топливных емкостей. Моторная ниша может быть открытая (как правило для подвесных двигателей) и закрытая (для стационарных двигателей).

Главный двигатель [5], реверс-редукторное устройство с гребным винтом [6] — Механизмы, приводящие в движение маломерное судно.

Кокпит [7] — Вырез или углубление в палубе маломерного судна на юте, как правило отделен от остальной палубы буртиком. Предназначен для размещения пассажиров, грузов и экипажа.

Леер [8] — Туго натянутый тонкий трос в качестве ограждения вдоль бортов судна при отсутствии фальшборта. Фальшборт — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой части судна.

Мачта [9] — Часть рангоута маломерного судна, установленная в диаметральной плоскости судна, возвышающаяся над рубкой и предназначенная для установки приборов сигнализации (ходовых огней [10]) и связи.

Надводный борт [11], подводный борт [14], днище [13] — Элементы внешней обшивки корпуса выше и ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ).

Редан [12] — Уступ на поверхности днища маломерного судна в носовой части, который обеспечивает при движении судна его подъем из воды до положения скольжения (глиссирования).

Каюта [15], кубрик [16] — Помещения на судне, предназначенное для проживания экипажа судна и пассажиров.

Форпик [17] — Носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.

Маломерные суда в различных классификациях

Итак, что относится к маломерным судам в России в общих чертах мы узнали, теперь настал черед более детального разбора. Дело в том, что помимо самой категории ГИМС определило еще и типы маломерных судов, которые меняются в зависимости от классифицирующего признака. Предлагаем ознакомиться с основными классификациями.

По назначению

Само понятие маломерного судна подразумевает плавсредство для перевозки пассажиров или грузов. Но вот цель этих перевозок может быть различной, соответственно, все суда классифицируют на следующие виды:

  • Транспортные – применяются исключительно для пассажирских и грузовых перевозок. Не забывайте, что конкретно к маломерным судам в РФ относится лишь часть транспортных плавсредств, т.к. пассажировместимость ограничена числом в 12 человек.
  • Для производственной деятельности – в эту категорию включены плавсредства, помогающие выполнять хозяйственные или коммерческие задачи. Например, лесосплавные, промысловые, научно-экспедиционные суда и т.п.
  • Специального назначения – отличаются тем, что предназначены для выполнения узкого круга специфических задач. Как правило, сюда относят катера служб надзора за безопасностью нахождения людей на воде, а также патрули инспекций по защите окружающей среды.
  • Для индивидуальных прогулок и организации досуга – к данному типу относятся частные катера и лодки, используемые для проведения рыбалки, охоты, туризма, экскурсионных поездок, любительских состязаний и т.п.

Возможно будет интересно: Замена удостоверения на право управления маломерным судном — порядок действий

Еще можно выделить категорию спортивных плавсредств, но среди маломерных судов они встречаются не так часто.

По конструкционным особенностям

В классификации маломерных судов, относящейся к нюансам конструкции плавсредств, сложно выделить единый критерий отбора. Да, определение, что такое маломерное судно, указывает на ограничение длины корпуса в 20 метров, но кроме этого параметра вариации строения плавательных средств ничем не ограничены.

Так, по материалам изготовления, можно разделить суда на металлические, деревянные, пластиковые, резиновые и выполненные из ПВХ тканей. Кроме того, отдельно выделяют плавсредства комбинированного типа: их конструкция включает элементы, изготовленные из разных материалов. Суда такого плана называют композитными.

По строению корпуса и особенностям хода все, что в российском законодательстве относится к маломерным судам, делят на следующие категории:

  • Лодки гребного типа;
  • Лодки моторные (с подвесным двигателем);
  • Катера (со стационарным мотором);
  • Боты;
  • Яхты;
  • Гидроциклы;
  • Шлюпки;
  • Парусные суда;
  • Байдарки (каяки);
  • Плавучие дома.

Кроме того, еще можно выделить классификацию по типу набора корпуса. В таком случае суда могут быть с поперечным и продольным набором, смешанного типа, а также вовсе безнаборные.

И отдельного внимания заслуживает деление по форме обводов маломерного судна. По этому критерию плавсредства бывают с плоскодонными обводами, остроскулыми или круглоскулыми.

Дополнительно выделяют смешанный тип (остроскулые+круглоскулые), а также остроскулые реданные (поперек днища есть уступ) или безреданные (днище плавное) судна.

И, наконец, обводы еще могут быть катамаранного типа (с двумя килеватыми образованиями у днища) или тримаранного типа (соответственно, с тремя образованиями).

По типу движения

Ходовые качества – важнейшая характеристик суден, и примечательно, что по этому критерию тоже есть несколько классификаций.

В первую очередь все плавсредства делятся на самоходные и несамоходные. Первые приводятся в движение за счет инструментов и установок, передающим им энергию.

Ключевым моментом здесь является то, что суда в итоге способны двигаться относительно самостоятельно. Несамоходные же плавсредства перемещаются только с постоянной посторонней помощью, т.е. на буксире.

К такому типу относятся пантоны, дебаркадеры и стоечные суда.

Вторая классификация делит суда по способу передвижения на гребные, моторные и парусные.

В данном случае отдельно выделяют весельные плавсредства, катера со стационарными двигателями, лодки с ПЛМ, парусники и суда смешанного типа, на которых есть возможность использовать как паруса, так и двигатель. Кстати, еще проводится и разделение суден по типу движителя.

Здесь выделяют уже упомянутые весла и паруса, а также водометы и винты (гребные и воздушные). Соответственно, по данному критерию суда бывают весельные, парусные, водометные и винтовые.

И напоследок стоит отметить еще одну классификацию, которая сочетает в себе конструкционные особенности и ходовые параметры. Согласно ей, все маломерные суда подразделяются на:

Источник: https://guarantee-dostavka.ru/lodki/malomernoe-sudno-opredelenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.