Категории в водительском удостоверении нового образца

Обозначения на водительском удостоверении нового образца: подробный разбор отметок

Категории в водительском удостоверении нового образца

Разбираться в том, какие обозначения на водительском удостоверении нового образца 2020 года, обязан каждый автомобилист, даже только что сдавший на права. Проверка необходима чтобы убедиться, верны ли данные в только что полученном документе.

На миниатюрную пластиковую карту внесено большое количество информации, компактно размещенной с обеих сторон. Это не только ФИО, дата и место рождения водителя, его подпись и другое, но и пометки о том, что автолюбителю разрешено, а в чём он ограничен, а также штрих-код и номер самого удостоверения.

Историческая справка

В самом начале XX века Россия стала одним из первых государств, выдавшим права на вождение автомобилем. Первые удостоверения появились около 1900 года в Санкт-Петербурге. Владельцами прав стали высокопоставленные городские жители.

Конечно, интенсивным дорожное движение тех времен назвать было нельзя, поэтому в стандартизации правил дорожного движения и оптимизации документа, разрешающего вождение, страна еще долго не нуждалась.

Поэтому целых 36 лет никто не вспоминал об этом вопросе.

Только в 1936 году, в Советском союзе, была предпринята новая попытка упорядочить регуляцию дорожного движения и организовать обучение вождению, с последующим тестированием и выдачей соответствующих бумаг.

Водительское удостоверение в России сегодня

За последние 20 лет российское разрешение, дающее лицу возможность легитимно управлять ТС изменилось неоднократно. А временной период вплоть до его обязательной замены – 10 лет, к слову, права международного типа меняют каждые 3 года.

На 2020 год в РФ действуют права 4 видов выданные:

  • с начала 2000-х по 2011 годы: бумажные ламинированные, которые называли образцом №1, больше размером – 148×105 мм.
  • одновременно в этот же период, в ходу был образец № 2, уже пластиковая карточка 85,6×54 мм.
  • с 2011 права снова изменили вид;
  • с 2014 года они имеют нынешний вид.

Госпошлина за пластиковую карту – 2000 рублей или 1400 рублей при оплате посредством государственного портала «ГосУслуги».

На сегодняшний день удостоверение, получаемое новоиспечёнными водителями после успешной сдачи 20 билетов в теоретической части и двух практических этапов в подразделениях ГИБДД, – форма, установленная в 2014 году. Задолго до этого в 2009 г.

был утвержден первый новый вариант удостоверения – 365 приказом МВД России. Он был создан для соответствия документа требованиям интернационального договора о стандартизации дорожного движения.

Выдача таких разрешений в отделениях ГИБДД по всей стране началась 1 марта 2011 года.

Но позже возникла необходимость добавить в права несколько дополнительных строчек, например, была внесена поправка о возможности проходить экзаменационные испытания на ТС с автоматической коробкой передач.

Согласно текущему законодательству, вождение машины, оснащённой МКПП, после сдачи экзамена на АКПП эквивалентно вождению без прав, поэтому важность нововведения трудно переоценить.

Конечный обновлённый вариант всем знакомой пластиковой карты возникает в 2014 году.

Как выглядят новые права?

Водительское удостоверение имеет форму небольшой, достаточно плотной пластиковой карты (она действительно из пластика, а не ламинированной бумаги) размером 8×5 см. Углы пластика скругленные, расцветка – слегка приглушенный градиентный фон, от розового к голубому цвету на обеих сторонах.

На лицевой стороне есть небольшая иллюстрация. Вся карточка покрыта большим количеством переливающихся защитных голограмм. Там изображена поворачивающая направо и уходящая вдаль автомобильная дорога с четырьмя полосами: двумя для попутного и двумя для встречного движения, разделенные между собой прерывистой, а в центре – двойной сплошной линией разметки.

Данные автомобилиста пишутся кириллицей и латиницей – другим шрифтом, а с оборотной стороны почти нет слов, только сокращенные аббревиатуры и иконки, оформленные таблицей. Размещённые там факты о стаже автолюбителя и другие пометки, не дублируются латиницей и не переводятся.

Первая сторона

На лицевой стороне удостоверения сверху справа розовым шрифтом написан титульный заголовок: «Водительское удостоверение», и слева от него помещена пометка «RUS» в розовом овале – это идентификационный знак нашего государства – Российской Федерации, более известный, как автомобильный код для краткого обозначения разных стран. Под ним – фотография 21×30 мм., требования к ней стандартные: четкая, в анфас, как правило, без головного убора, но лица, которые не могут фотографироваться по религиозным соображениям, разрешено сфотографироваться в нём, но весь овал лица на полученном изображении должен быть чётко виден.

Под названием документа справа размещены 9 пунктов, но два из них (6 и 7 – фотография владельца и его подпись) находятся левее других.

Оборотная сторона

На оборотной стороне размещены таблица. Она состоит из четырёх столбцов – три последних из них, 10, 11 и 12 пункты, раздел 14 в самом низу – содержащий дополнительную информацию и особые отметки. Многие задаются вопросом, а где же 13 метка? Может быть, он убран из-за суеверий? Ответ прост –  тринадцатым пунктом является штрих-код слева.

Основные пункты

Подводя итог анализа двух сторон удостоверения, можно отметить, что основных разделов на обеих сторонах пластиковых прав – 14 штук. Ниже все они представлены по порядку, с пояснениями.

  1. Фамилия, дублированная латинской транслитерацией;
  2. Имя и Отчество. Также на латинице, отчества может не быть. Примечание: ФИО на латинице может указываться, как в заграничном паспорте;
  3. Дата и место рождения;
  4. Четвертый пункт подразделяется на a, b и c подпункты:

4.a). Число получения автомобилистом разрешения;

4.b). Окончание срока его действия;

4.c). Код экзаменационного отделения ГИБДД, где было пройдено экзаменационное испытание;

  1. № карточки. Также, как у паспорта, имеются серия и номер, состоящие из 4 и 6 цифр соответственно;
  2. Фотография обладателя;
  3. Подпись владельца разрешения;
  4. Место его жительства;
  5. Разрешенные категории и подкатегории для управления ТС;

Далее, на другой стороне:

  1. Число открытия автолюбителем категории;
  2. Окончание срока действующего разрешения на категорию;
  3. Отметки об особых возможностях или ограничениях;
  4. Штрих-код;
  5. Ограничения для автолюбителя. Часто пометки о здоровье. Сюда же заносится и иная дополнительная информация.

Категории и подкатегории

Самый большой объем на правах занимает таблица на второй стороне. Она – одно из главных отличий прав нового образца от его старых форм. Такими подробными, как здесь, обозначения категорий и подкатегорий не были никогда ранее.

В первом столбце таблицы буквы-обозначения категорий, выстроенные в алфавитном порядке, и иконки-изображения транспортных средств или, в случае последних двух, только сокращения обозначающие общественный транспорт: троллейбус и трамвай. Всего категорий 16 штук. Это количество определено ФЗ «О безопасности дорожного движения» в 25 статье. Ниже они приведены все:

  • «A» – мотоциклы, мощностью свыше 125 кубов;
  • «A1» – лёгкие мотоциклы, мощностью менее 125 кубов;
  • «B» – легковые машины;
  • «B1» – категория трициклов и квадроциклов;
  • «C» – грузовые автомобили ограниченные максимальной массой в 3,5 тонн;
  • «C1» – небольшие грузовики, масса – в промежутке между 3,5 и 7,5 тоннами;
  • «D» – автобусы;
  • «D1» – маленькие автобусы, микроавтобусы;
  • «BE»;
  • «CE»;
  • «C1E»;
  • «DE»;
  • «D1E» – всё вышеуказанное – различные, согласно категориям, тягачи и тяжёлые прицепы;
  • «M» – мопеды;
  • «Tm» – трамваи;
  • «Tb» – троллейбусы.

Как расшифровываются метки в удостоверении нового образца?

На правах есть два поля для внесения меток – аббревиатур английскими буквами – это пункты 12 и 14. Часто эти метки непонятны для начинающего водителя, да и, в связи с обновлением формата и содержания прав, не каждый опытный автолюбитель знает, что они могут обозначать.

В случае с 12 строкой – это такие метки, которые относятся к конкретной категории и связаны с ограничениями возможностей водителя.

Данные пометки представляют собой аббревиатуры из латинских букв и имеют следующее значение:

  • напротив любой категории может стоять отметка «AT». Это означает, что управляемое владельцем таких прав транспортное средство может иметь только автоматическую коробку передач.
  • пометка «AS» делается рядом с подкатегорией «В1», и разрешает владельцу документа водить трициклы и квадроциклы с автомобильной посадкой, то есть в случае, если на ТС есть кресло и/или рулевое колесо.
  • в эту же подкатегорию «В1» вносится отметка «MS», которая даёт шоферу разрешение водить ТС с мотоциклетной посадкой или с рулевым управлением, как у мотоцикла.
  • последняя аббревиатура – «ML». Она ставится в строке «М» и запрещает водить мопед из-за медицинских противопоказаний.

Где указаны медицинские ограничения?

Под 14 номером в карточке водителя, как это уже указывалось выше, вносятся дополнительные данные о водителе: его стаж, другая личная информация, сведения о предыдущих правах и там же место для отметок о медицинских ограничениях.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1604 от изданного также в 2014 году, особенности, связанные со здоровьем водителя, подразделены на медицинские противопоказания, ограничения и показания.

Если у человека есть противопоказания, как правило, – это психические расстройства, нарушения координации, слепота, неизлечимые болезни, сопровождающиеся припадками, когда человек не может контролировать свое тело, например, эпилепсия – ему запрещено управление любыми ТС.

Медицинскими ограничениями называют невозможность управления ТС определённой категории, например, заболевание (чаще связанное с недугами глаз) или физический дефект (отсутствие пальцев, конечностей).

Болезни и физические состояния, требующие для разрешения управления ТС специального оснащения или устройств, называются медицинскими показаниями. Преимущественно пометки в правах, требующие разъяснений, касаются именно их.

Итак, аббревиатуры:

  • «MC» требуют присутствия ручного управления в машине;
  • «AT» транслирует, что кандидат в водители прошел практическое обучение в количестве 54 часов и на автомобиле с автоматической трансмиссией. Вождение ТС с МКПП для такого автомобилиста приравнивается к вождению без прав;
  • «APS» сигнализируют о необходимости наличия у автомобиля парковочной системы со звуком.
  • «GCL» обязывают водителя использовать очки или линзы;
  • «HA/CF» запрещают передвижение на ТС без специальных приборов для улучшения слуха и воспроизведения речи.

Важные нюансы

Упорядоченность и чёткость системы отметок в правах впечатляет, но оставляет неясность относительно некоторых вопросов, которые следует уточнить:

  • все метки о медицинских ограничениях находятся в 14 пункте пластиковой карты. Исключение составляет сокращение «ML», запрещающее перемещение на мопеде. Его заносят в столбец 12, напротив класса «М»;
  • кроме того, стоит обратить внимание: водитель, имеющий разрешение на вождение категорий «А» и «В», не имеет в документе метки «AS» и «MS» рядом с «В1», поскольку сама эта подкатегория позволяет водить ТС обоих типов – квадроциклов, трициклов и тому подобных, как с автомобильной, так и мотоциклетной посадкой и любыми вариантами управления;
  • водитель, сдавший на сегодняшний день экзамен на категорию «В», должен понимать, что он получит удостоверение с открытыми категориями «М» и «В1» с отметкой напротив – «AS».

Располагая знаниями об этих тонкостях, автолюбитель может смело объяснить непонятные пометки не только в своих правах, но и оказать помощь в этом другим.

Зачем в правах нужны особые отметки?

На первый взгляд такое изобилие сокращений и пометок в удостоверении может сбить с толку. Чтобы права соответствовали интернациональным стандартам и были ясны при рассмотрении инспектором дорожных служб любой страны, было необходимо унифицировать и оптимизировать информацию, размещенную на правах.

Аббревиатуры и метки – один из основополагающих способов сделать доступными сведения в правах для любых иностранных лиц.

Оформление данных с помощью таблицы также вносит свой вклад в простоту «считывания» информации с пластиковой карточки. Благодаря этому для поездок заграницу отпадает необходимость получать международные права.

Защита от подделки

Новая пластиковая карта оснащена специальными метками и обладает достаточными степенями полиграфической защиты. Безопаснее и надёжнее карточку делает сам пластик (нельзя, например, переклеить фотографию владельца прав, как это было с бумажными правами).

Также пластиковая оболочка защищает напечатанный на правах текст от выгорания. Документ напечатан на бумаге с водяными знаками и защитной сеткой.

Специальные волокна – элементы защитных включений, которые светятся красным при освещении ультрафиолетовой лампой, к сожалению, не разглядеть при дневном освещении, но таким образом при желании легко вычислить подделку.

Также защитой является и уникальный штрих-код, который возможно считать прибором для проверки и тем самым проверить достоверность и оригинальность документа с помощью баз ГИБДД. О том, насколько на сегодняшний день ВУ защищено от подделки смотрите в видеозаписи:

Главный документ автомобилиста в 2020 году – это надёжно защищенная карта из пластика, грамотно сформированная и упорядоченная система подачи информации, понятная для инспекторов всего мира. Плата за их космополитизм – непонятные метки, но в них легко разобраться и наслаждаться поездками заграницу на личном автомобиле без лишних хлопот.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://VyborPrava.com/avtomobil/oboznacheniya-na-vu.html

Как расшифровываются категории водительского удостоверения нового образца

Категории в водительском удостоверении нового образца

Новый образец водительского удостоверения породил массу слухов и вымыслов. Для того чтобы развеять их и четко показать, чем отличаются эти права от старых достаточно ознакомиться со статьей.

И тогда многие вопросы станут понятны, а аббревиатуры на правах перестанут казаться неясными символами.

Все знают, что водительское удостоверение самый главный документ, который дает право управлять ТС. Ответственность для человека, севшего за руль, не имея водительского удостоверения, установлена КоАП РФ.

Так, нарушитель получит административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей. Сумма достаточно большая, поэтому гораздо разумнее не рисковать и получить права, до того момента, как придется сесть за руль автомобиля без инструктора.

Не так давно, при замене прав водители стали получать карточку, немного отличающуюся от привычного водительского удостоверения.

Говорили о том, что новые права максимально защищены от подделки и позволяют собрать всю информацию об их владельце. Попробуем разобраться в этом.

Как выглядит документ

Главный документ водителя – это права. Небольшая пластиковая карточка, которая содержит максимум информации об участнике дорожного движения и допускает водителя к управлению определенной категорией транспорта.

Появление новых прав – это попытка максимально приблизить их к требованиям Конвенции «О дорожном движении». Помимо всего прочего, это заметно облегчит использование российских прав за рубежом.

Права нового образца позволят водителю управлять автомобилем в любой стране, которая подписала Венскую конвенцию.

Водительское удостоверение представляет собой небольшую пластиковую карточку розово-голубого цвета с закругленными краями. Удостоверение имеет лицевую и тыльную стороны, на которые нанесена вся необходимая информация.

Для защиты от поделки используется голографическое покрытие, которое легко рассмотреть, взяв удостоверение в руки.

В отличие от старой формы, где каждая строка имела указание, в новой форме используются лишь числовые определения пунктов:

  • 1-2. На лицевой стороне прав указывается имя и фамилия владельца. Причем эти данные указываются двумя шрифтами: латиницей и кириллицей, что существенно облегчает использование прав вне территории России;
  • 3. Дата и место рождения также указаны на правах;
  • 4-й пункт разделен на три подгруппы:
    • дата выдачи документа;
    • окончание срока действия;
    • отделение ГИБДД выдавшее удостоверение. Как и первые два пункта написание продублировано на латинице.
  • 5. Номер водительского удостоверения. Он подлежит занесению в базу и именно по нему можно узнавать всю необходимую информацию о штрафах, задолженностях и т.д.;
  • 6. Фото владельца, соответствующее международным требованиям. Здесь необходимо придерживаться строгих правил. Так фото должно быть определенного размера (3*4). Водители с плохим зрением, у которых в документе указана необходимость очков или линз на фото может быть в очках, но по общему правилу очки должны быть с прозрачными стеклами. Головной убор на фото допустим только с учетом приверженности к религиозным убеждениям;
  • 7. Подпись водителя;
  • 8. Регион, где проживает автомобилист;
  • И завершает информацию на лицевой стороне указание разрешенных к управлению категорий.

На обратной стороне удостоверения нанесена таблица, которая заслуживает особого внимания.

Как расшифровываются категории и подкатегории водительского удостоверения нового образца

Многим автомобилистом известно, что для управления легковым автомобилем достаточно категории «В», а мотоцикл требует категорию «А».

Дальше мало кто из водителей задумывается, за исключением тех, кто планирует связать свою жизнь с большими грузовыми автомобилями.

Новая форма прав во много облегчила понимание водительских допусков.

Поскольку расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца в 2020 году нанесена на оборотной стороне:

Буквенное обозначениеРасшифровкаВозраст, с которого можно начинать обучение на данную категорию
АНебольшие, легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см316
А1Мотоциклы с объемом двигателя > 125 см318
ВКвадрациклы и трициклы с объемом двигателя более 50 см318
В1Легковые автомобили (полная масса менее 3.5 тонн, до 8 пассаж. Мест)18
СГрузовые автомобили (полная масса более 7.5 тонн)18
С1Легкие грузовики (масса полного автомобиля18
D1Малые автобусы (число сидячих пассажирских мест 8-16)21
BEЛегковые автомобили с прицепом масса которого более 750 кг18
CEГрузовики с прицепом (масса прицепа более 750кг)18
C1EЛегкие грузовики с прицепом масса которого более 750 кг18
DEАвтобус с прицепом ( масса прицепа более 750 кг.)21
D1EМалые автобусы с прицепом (>750 кг)21
MМопеды квадрациклы (объем двигателя не более 50 см3)16
TmТрамвай21
TbТроллейбус21

Как видно из таблицы, многие категории теперь разъединили, выделив в отдельный ряд. Однако некоторые из них становятся доступными при сдаче экзамена на основную категорию.

Так, любой водитель который уже имеет права категории В при получении водительского удостоверения новой формы увидит, что категория В1 уже открыта.

Также многие водители увидев у себя открытую категорию В1 заметили, что в столбце для отметок под номером 12 стоят буквы AS.

Некоторые ошибочно считают, что речь идет об автоматической коробке передач, но тайные буквы AS расшифровываются как аutomotive steering.

Если перевести это на русский, то слова означают — «автомобильный тип руля». По-простому это значит лишь то, что водитель может управлять квадрациклом у которого круглый руль, как у машины.

Подобное пометка может быть указана в последнем пункте, как в виде аббревиатуры, так и в виде расшифровки. Те же кто уже имеет открытую мотоциклетную категорию А такой пометки в правах не найдут.

Что же касается прав на автомобили с коробкой автомат, то для них используется аббревиатура АТ. Ее ставят как правило или в столбце 12 напротив категории В или же относят к числу пометок в пункт 14.

Для водителя это означает, что в его распоряжении могут быть только машины с автоматической коробкой передач. Не так давно, автомобилисты получили возможность обучаться именно на такой коробке и сдавать экзамен.

Однако пересесть на механику с такими правами просто так не удастся. От водителя потребуется сдача практической части экзамена, чтобы продемонстрировать сотруднику ГИБДД свои навыки в управлении автомобилем с механической коробкой.

Водители же, сдававшие экзамен на привычной многим механике, могут управлять автомобилем с любым типом коробки передач.

Необходимо отметить, что помимо указания категории в первом столбце таблицы, есть еще две графы 10-11.

Если с первой все уже понятно из таблицы и символичного обозначения, то в 10 графе указано, когда было выдано водительское удостоверение.

Эта информация важна, поскольку водитель может потерять права или поменять их, но отсчет водительского стажа в этом случае будет вестись с указанной в графе 10 даты.

Графа 11 указывает дату окончания действия прав данной категории. Как правило, она совпадает с датой пункта 4b.

Где на правах указана категория

Как уже было отмечено, на правах содержится вся необходимая информация о водителе. Но если большая ее часть понятна и выражена вполне доступно, то странная штриховая полоса на левом краю оборотной стороны удостоверения многих ставит в тупик.

На самом деле – это одна из самых важных для сотрудников ГИБДД частей прав. Патрули ГИБДД оборудованы специальными сканерами, которые можно «считать» информацию о водителе за пару секунд.

Все данные мгновенно обрабатываются, и инспектор получает полное досье на автомобилиста, начиная от законности выданных прав и заканчивая неоплаченными штрафами.

https://www.youtube.com/watch?v=Sh0BUgcik_o

Также в этом шифре скрыты все категории транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец удостоверения.

Но поскольку простому человеку недоступна зашифрованная информация, а многим интересно, как узнать категорию ТС, которыми можно управлять, то стоит повнимательнее рассмотреть права. На лицевой стороне в самом низу в пункте 9 указаны разрешенные категории.

Также это информация продублирована в таблице с обратной стороны, где нанесена символическая расшифровка категорий. Напротив открытой категории стоит срок действия прав.

Что нужно для смены

Сегодня по дорогам страны колесим множество транспорта, начиная от юрких мопедов и заканчивая длинными большегрузами. Но для того чтобы управлять той или иной категорией транспорта важно иметь к ней доступ.

Для смены категории придется заново пойти учиться в автошколу. Причем необходимо, чтобы школа была лицензирована должным образом для обучения водителей нужной категории.

После обучения водителя ждет экзамен, где придется на практике показать свои навыки в управлении новым видом транспорта.

Важно учитывать, что есть ряд ограничений связанных с опытом водителя:

  • для категории Е необходим опыт вождения автомобилей категорий В, С, D в течение одного года;
  • для категории DE нужно чтобы не менее года назад была открыта категория D.

Многих водителей также интересует вопрос, нужно ли менять свои права на новые до истечения срока? В органах ГИБДД на этот вопрос ответили очень четко.

Пока не закончился срок действия ВУ менять его нет необходимости. Но если предстоит поездка в любую из стран, которые подписали конвенцию «О дорожном движении», то новые права существенно облегчат процедуру аренды автомобиля за рубежом.

Несмотря на то, что автомобилисты в первый момент слегка запутались в обилии категорий транспорта, на деле все очень просто.

Новые подкатегории откроются автоматом, если есть допуск к основной категории. А для получения других придется посещать автошколу.

: Водительское удостоверение по новым правилам

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/voditelskoe-udostoverenie/kategorii/rasshifrovka-kategorij-voditelskogo-udostoverenija-novogo-obrazca.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.