Категории атс

Тип АТС

Категории атс

Грузовые автомобили и прицепной состав классифицируется по грузоподъемности, полной массе, типу кузова и по другим конструктивным особенностям. Они также подразделяются на грузовые АТС общего назначения и специализированного.

Номинальная грузоподъемность автомобилей устанавливается заводом – изготовителем и показывает максимальную полезную нагрузку автомобиля. Величина нагрузки определяется дорожными условиями работы автомобилей.

Автомобили, прицепы, полуприцепы в зависимости от грузоподъемности делятся на: особо малую (до 0,5 т), малую (от 0,5 до 2 т), среднюю (от 2 до 8 т), большую (от 8 до 16 т) и особо большую грузоподъемность (свыше 16 т).

Грузовые автомобили особо малой грузоподъемности выпускаются на шасси легковых автомобилей или специальном шасси и предназначены для перевозки мелких партий грузов.

Автомобили малой грузоподъемности используются для освоения небольшого по величине грузооборота, в первую очередь для перевозки грузов торговли.

Автомобили средней и большой грузоподъемности предназначены для перевозки массовых грузов при значительном грузообороте (грузы строительные, сельскохозяйственные, продукты промышленных предприятий).

Автомобили особо большой грузоподъемности используются для перевозки грузов большой массы, на разработках месторождениях полезных ископаемых открытым способом, на крупных стройках и т.д.

Автомобили тягачи предназначены для постоянной работы с полуприцепами (седельными тягачами) или полуприцепами (бортовыми тягачами). Последние могут использоваться и самостоятельно, однако в большинстве случаев это экономически не оправдано.

Автомобиль – тягач в сцепе с полуприцепом или прицепом называется автопоездом.

Автотранспортные средства подразделяются так же на дорожные предназначенные для работ по дорогам общей сети, и на внедорожные – для использования вне дорог внешней сети.

Номинальная грузоподъемность учитывается при индексации подвижного состава. Каждой новой модели автомобиля присваивается индекс состоящий из четырех цифр. Первые две цифры обозначают класс автомобиля по полной массе.

Вторые две – модель. Модификация модели имеет пятую цифру, указывающую порядковый номер модификации. Перед цифровыми индексом ставятся буквенные обозначения завода – изготовителя.

Аналогично осуществляется индексация прицепного состава.

Применительно к видам перевозимых грузов подвижной состав автомобильного транспорта классифицируется по типам кузовов.

Данная классификация позволяет правильно решать вопросы выбора транспортных средств в конкретных условиях перевозок в соответствии с принципом соответствия груза кузову.

По типу кузов грузовой подвижной состав подразделяется на автомобили и прицепы общего назначения с кузовом типа «грузовая платформа» и специализированные.

На подвижном составе общего назначения применяют различные виды грузовых платформ.

Платформа с откидными бортами представляет собой деревянный или металлический кузов с бортами, откидывающимися на три или одну сторону. Такие платформы приспособлены для перевозки грузов навалом или в таре. Для автомобилей особо малой грузоподъемности грузовую платформу делают грузопассажирской типа «пикап».

Грузовая универсальная платформа представляет собой платформу, которая может быть использована без бортов, с низкими бортами, высокими решетчатыми бортами и тентом.

Конструкция специализированного подвижного состава позволяет перевозить на нем грузы определенного вида (групп грузов) или применять специальные погрузочно-разгрузочные устройства, обеспечивающие приспособленность кузова к погрузке (разгрузке).

Все грузы, перевозимые специализированным подвижным составом (СПС), сгруппированы в 5 групп с учетом физико-химических и биологических свойств, массы, объема, размера, способа погрузки, разгрузки, перевозки и хранения, санитарных условий.

1 группа: к ней относятся длинномерные (трубы, колонны, лес, прокат и др.); объемные и крупногабаритные (кабины сантехнические, киоски торговые и др.); штучные (легковые автомобили, погрузчики и др.).

При перевозке грузов данной группы нужно предохранять их от поломок, сколов, образования трещин и предупреждать сдвиг во время движения транспортных средств.

Для соблюдения этих условий подвижной состав должен иметь платформу без бортов со сплошным основанием или раздвижную, оборудованную конниками, специальными опорными подкладками, стойками для обеспечения строго горизонтального или вертикального положения, фиксации от сдвига и т.п.

2 группа: Это сыпучие и навалочные материалы. Они подразделяются на три основные группы: обычные сыпучие (грунт, инертные материалы и др.

), которые сохраняют свои физические свойства и качество при перевозке и , следовательно, не требуют для этого особых условий; сыпучие, для которых необходима защита от атмосферных осадков; полужидкие или вязкие (товарный бетон, раствор, асфальтовая масса и др.), и другие, требующие особых условий перевозки.

3 группа: Она делится на три подгруппы: продовольственные товары (бакалейные, кондитерские, кулинарные и др.); промышленные товары (аппараты, инструменты, мебель и др.) и сырье для легкой и пищевой промышленности (волокно, пряжа, хлопок, шерсть, мука, сахар, табак).

4 группа: подразделяется на две подгруппы: жидкие (наливные) и порошкообразные.

Жидкие грузы при перевозке требуют полной изоляции от внешней среды, герметичности кузова подвижного состава, постоянной температуры в нем, снижения мощности гидравлического удара, эффективности контроля за сохранность груза и т.д.

Большая часть порошкообразных грузов – это пищевые продукты или вредные для здоровья человека вещества, поэтому в обоих случаях необходима тщательная изоляция груза от внешней среды не только в процессе перевозки, но и во время погрузки-разгрузки.

5 группа: Это крупноразмерные изделия (витринное стекло, железобетонные фермы, кабель, канаты), перевозка которых должна осуществляться в вертикальном положении.

Основным классификационным признаком специализированных автомобиля является тип кузова. Именно в типе кузова проявляется в первую очередь специализация СПС, предназначенного для перевозки грузов определенной номенклатуры.

СПС, как правило, создается на базе новых и перспективных автомобилей и автопоездов общего назначения производства ГАЗа, ЗИЛа, КамАЗа и др. При этом основные параметры, устанавливаемые для базовых моделей (число мостов, колесная формула, максимально допустимая полная масса и нагрузка на мосты, мощность двигателя), определяются эти же параметры и их значение для соответствующих моделей СПС.

Типажом СПС предусматривается выпуск автомобилей, прицепов и полуприцепов многоцелевого назначения. Это прежде всего фургоны различного назначения, самосвалы, цистерны, контейнеровозы и металловозы.

Так же к специальным АТС относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п.

Количество модификаций кузова, определенных тиражом, может быть увеличено за счет сравнительно небольших изменений в их конструкции.

Например, для перевозки мелкопартионных грузов, в том числе перевозимых на стандартных поддонах и в таре, созданы автомобили – фургоны полной массой 3,7 и 5,7 т. с изометрическими кузовами на шасси автомобилей ГАЗ.

Тягач (бортовой, седельный)

Грузовые автомобильные транспортные средства по конструктивной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда, в состав которых входит тягач с прицепным составом. Тягачи подразделяются на автомобили-тягачи, седельные и буксирные тягачи.

Автомобили-тягачи приспособлены для буксировки прицепов.

Седельные тягачи работают в сцепке с полуприцепами, не имеют кузова. На раме тягача установлено опорно-сцепное устройство, соединяющее полуприцеп с тягачом.

Буксирные тягачи предназначены для работы с прицепами – тяжеловозами.

Прицеп, полуприцеп

Прицепной состав грузового автомобильного транспорта состоит из прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков.

Прицепы буксируются автомобилями и автомобилями-тягачами, соединяясь с ними при помощи буксирного приспособления и дышла. В зависимости от числа осей прицепы делятся на одноосные, двуосные и многоосные.

Одноосные прицепы имеют небольшую грузоподъемность. Для устойчивого положения при отцепке автомобиля они оборудованы передней и задней убирающимися подставками.

Двухосные прицепы оборудованы поворотными устройствами, которые бывают двух типов: с поворотным кругом, когда передняя ось прицепа поворачивается вместе с колесами; автомобильного типа, когда ось остается неподвижной, а колеса поворачиваются на цапфах.

Многоосные прицепы используются в основном для перевозки различных грузов большой массы и негабаритных. Грузоподъемность их может достигать 100т и более.

Прицепы-роспуски применяются для перевозки длинномерных грузов и бывают одноосными и двухосными.

Величина расстояния между автомобилем и осью прицепа-роспуска может меняться при перевозке груза различной длины.

Это достигается путем перемещения роспуска по дышлу, выполненному в виде швеллера или трубы. Дышло имеет отверстие по длине, а прицеп-роспуск крепят в определенном положении фиксаторами.

Полуприцепы предназначены для работы в сцепке с седельными автомобилями-тягачами. они могут быть одноосными и двухосными, причем оси расположены в задней части полуприцепа. В средней части находится сцепное устройство для соединения с автомобилем-тягачом и стойки с катками для поддержания отцепленного полуприцепа в устойчивом положение.

Стойки выполнены в виде откидного убирающегося шасси, шарнирно связанного с рамой полуприцепа. При сцепке полуприцепа с автомобилем-тягачом передняя часть полуприцепа приподнимается и после этого стойки могут быть подняты. Перед расцепкой стойки опускаются, полуприцеп опирается на катки, и автомобиль-тягач может отъехать.

Поднимать и опускать стойки можно механически или в ручную.

Источник: https://studbooks.net/2376564/tehnika/

Классификация АТС по ГОСТ Р 52051

Категории атс

АТС подразделяют на категории, приведенные в таблице А.1.

Таблица А.1

Категория Разрешенная максимальная масса*, т Характеристика АТС
M1 Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М2 До 5** Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М3   Св. 5**
N1 До 3,5*** Для перевозки грузов
N2 Св. 3,5 до 12,0***
N3 Св. 12,0***
O1 До 0,75 Буксируемые АТС — прицепы
O2   Св. 0,75 до 3,5 Буксируемые АТС — прицепы и полуприцепы
О3 От 3,5 до 10*4 Буксируемые АТС — прицепы и полуприцепы***  
O4 Более 10*4
*Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза ** Сочлененный автобус состоит из двух или более жестких секций, шарнирно соединенных между собой; пассажирские салоны всех секций соединены таким образом, что пассажиры могут свободно переходить из одной секции в другую; жесткие секции постоянно соединены между собой так, что их можно разъединить только при помощи специальных средств, обычно имеющихся только на специализированном предприятии.Сочлененный автобус, состоящий из двух или более неразделяемых, но шарнирно сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство. *** Для буксирующих АТС, предназначенных для сочленения с полуприцепом (тягачей для полуприцепов или седельных тягачей), в качестве технически допустимой максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу полуприцепом через седельно-сцепное устройство, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.*4 Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве технически допустимой максимальной массы рассматривают массу, соответствующую статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом с центральной осью, несущим максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим АТС (тягачом).  

АТС категории М дополнительно подразделяют на три класса:

I – городские автобусы – транспортные средства, оборудованные местами для стоящих пассажиров в целях беспрепятственного перемещения пассажиров;

II – междугородные автобусы – транспортные средства, оборудованные сиденьями, конструкция которых допускает перевозку стоящих в проходах и/или в месте для стоящих пассажиров, не превышающего пространства, предусмотренного для двух двойных мест для сидения;

III – туристские автобусы – транспортные средства, предназначенные исключительно для перевозки сидящих пассажиров;

АТС категории М2 дополнительно подразделяют на два класса:

А – транспортные средства, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров. Могут быть места для стоящих пассажиров;

В – транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров.

Прицепы (полуприцепы) (по ГОСТ Р 52051) категорий О2, О3, О4 дополнительно классифицируют в зависимости от конструкции:

– полуприцеп – буксируемое АТС, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на буксирующее транспортное средство (тягач). Одна или более осей полуприцепа может быть ведущей с приводом от буксирующего транспортного средства (тягача);

– полный прицеп – буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и буксирным (тягово-сцепным) устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство (тягач);

– прицеп с центральной осью – буксируемое АТС, оборудованное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости.

Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу.

Приложение Б

(Справочное)

Тормозная диаграмма (схема)

tс — время запаздывания тормозной системы; tн — время нарастания замедления; tуст — время торможения с установившимся замедлением; tср — время срабатывания тормозной системы; jуст — установившееся замедление АТС; Н и К— начало и конец торможения, соответственно

Рисунок Б.1

Приложение Г

(Справочное)



Источник: https://infopedia.su/14x9d5f.html

Еэк оон: классификация атс

Категории атс

Автомобильный подвижной состав по назначению разделяется на грузовой, пассажирский и специальный:

  • к грузовому составу относятся бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы, различающиеся по грузоподъёмности и назначению, 
  • к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, различающиеся по вместимости и назначению, 
  • к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения различных (нетранспортных) видов работ, транспортирующие специальное оборудование: рефрижераторы, пожарные автомобили, автокраны, коммунальная техника, техника нефтегазодобывающей отрасли и т.п..

Автомобильный подвижной состав классифицируется по степени приспособления к различным дорожным условиям:

  • дорожный, для работы по дорогам общей сети:
    • предназначенный для работы по дорогам с покрытием и без него,
    • повышенной и высокой проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и бездорожью. В зависимости от конструкции делятся на классы: колесные, колесно-гусеничные, полугусеничные, автомобили-амфибии и ТС на воздушной подушке.
  • внедорожный (карьерный) – для использования вне дорог общей сети в специфических условиях.

Для сертификации автомототехники, разработки стандартов, таможенных правил в РФ используется международная классификация на основе рекомендаций ЕЭК ООН.

Аналогичный принцип закреплён и в российском ГОСТ Р 52051‑2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».   

Согласно нее все автомобили, мотоциклы и прицепы разделены на 4 основные группы: L, M, N, O. 

  • Категория М – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
  • Категория М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не бол. 8 мест для сидения.
  • Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
  • Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:

  • класс I – городские автобусы – ТС, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров,
  • класс II- междугородные автобусы – ТС, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров,
  • класс III – туристские автобусы – транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.

 Категория N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

  • Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу не бол. 3,5 т.
  • Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу св. 3,5 т, но не бол. 12 т.
  • Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. массу (полную массу) бол. 12 т.

Для седельных тягачей, входящих в категории N1, N2, N3, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также в случае необходимости максимальной массы груза тягача.

Категория О – прицепы (включая полуприцепы).

  • Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
  • Категория О2. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
  • Категория О3. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
  • Категория О4. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых более 10 т.

Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.

 Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, O4 дополнительно классифицируют по типам:

  • полуприцеп – буксируемое АТС, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна или более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
  • прицеп – буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
  • прицеп с центральной осью – буксируемое АТС, оборудованное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.

Источник: http://www.KardBel.ru/article/klassifikatsiya_ats_eek_oon206908/

Параметры автотранспортных средств категорий 1 и 2

Категории атс

1. Классификация автотранспортных средств (АТС)

АТС, в зависимости от осевых масс, подразделяются на две группы:

Группа А – АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I – III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т.

Группа Б – АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.

2. Осевые и полные массы АТС

2.1. Осевая масса двухосных АТС и двухосных тележек не должна превышать значений, приведенных в таблице П. 1.1.

Таблица П. 1.1

Расстояние между осями, мОсевая масса на каждую ось не более, т
АТС группы ААТС группы Б
Свыше 2,0010,06,0
Свыше 1,65 до 2,00 включительно9,05,7
Свыше 1,35 до 1,65 включительно8,05,5
Свыше 1,00 до 1,35 включительно7,05,0
До 1,006,04,5
– для контейнеровозов – 9,0

Примечания. 1. Допускается увеличение осевой массы:

– при расстоянии между осями свыше 2,0 м у городских и пригородных двухосных автобусов и троллейбусов группы А до 11,5 т и группы Б до 7,0 т;

– при расстоянии между осями двухосной тележки у автотранспортных средств группы А свыше 1,35 до 1,65 м включительно до 9,0 т, если осевая масса, приходящаяся на смежную ось, не превышает 6,0 т.

2. Для автотранспортных средств групп А и Б, спроектированных до 1995 г., с расстоянием между осями не более 1,32 м допускаются осевые массы соответственно 8,0 т и 5,5 т.

2.2. Осевая масса трехосных тележек автотранспортных средств не должна превышать значений, приведенных в таблице П. 1.2.

Таблица П. 1.2

Расстояние между крайними осями тележек, мОсевая масса на каждую ось не более, т
АТС группы ААТС группы Б
Свыше 5,0010,06,0
Свыше 3,20 до 5,00 включительно8,05,5
Свыше 2,60 до 3,20 включительно7,55,0
Свыше 2,00 до 2,60 включительно6,54,5
До 2,005,54,0

Примечания. 1. Данные, приведенные в табл. П. 1.2, распространяются на трехосные тележки, у которых смежные оси находятся на расстоянии не менее чем 0,4 м расстояния между крайними осями.

2. В условиях городской застройки допустимая нагрузка на ось, указанная в таблицах 1.1 и 1.

2 для дорог I – III категорий, относится к магистральным дорогам и улицам, а также дорогам и улицам в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).

Допустимая нагрузка, указанная для дорог IV – V категорий, в условиях городской застройки относится к улицам в жилой застройке, проездам и парковым дорогам.

2.3. Полная масса АТС не должна превышать значений, приведенных в таблице П. 1.3.

Таблица П. 1.3

Виды АТСПолная масса, тРасстояние между крайними осями АТС группы А не менее, м
Группа АГруппа Б
Одиночные автомобили, автобусы, троллейбусы
ДвухосныеТрехосныеЧетырехосные1825301216,5223,04,57,5
Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом)
ТрехосныеЧетырехосныеПятиосные и более283638182328,58,011,212,2
Прицепные автопоезда
ТрехосныеЧетырехосныеПятиосные и более283638182428,510,011,212,2
Сочлененные автобусы и троллейбусы
Двухзвенные2810,0

Примечания. 1. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.

КонсультантПлюс: примечание.

Источник: http://www.algatrans.ru/parametry-ats-1-2.htm

Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава :: русская-сила.рф (r1a.ru)

Категории атс

Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности а в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный.

Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары.

К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов определенных видов.

Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 чел., включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 чел. – к автобусам.

На базе легковых выпускаются также грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки предназначенной для размещения в кузове груза, задние сидения делаются складывающимися.

По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристические.

К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п.

Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный – для использования вне дорог общей сети.

По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.

Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают формулой где первая цифра – число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. Например, 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6х6 – трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6х4 – трехосный автомобиль с двумя ведущими осями.

По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили разделяют на карбюраторные, электрические (электромобили), паровые газотурбинные.

* * *

Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:

ДиапазонПредприятиеПримечание
1-99Горьковский автомобильный завод им. Молотова (ГАЗ)ГАЗ-93 выпускал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ)
100-199Завод им. Сталина (ЗиС)с 1956 г. Завод им. Лихачева (ЗиЛ)
200-249Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)с 1959 г. Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Исключения: МАЗ-200, МАЗ-205
250-299Новосибирский автомобильный завод (НАЗ)с 1949 г. завод передали в другую отрасль промышленности. Нумерация передана КрАЗу. Исключения: РАФ-251
350-399Уральский автомобильный завод им. Сталина (УралЗИС)с 1959 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ)
400-449Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)с 1971 г. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК)
450-484Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)
485-499Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ)см. ЗиС-485
500-549Минский автомобильный завод (МАЗ)в т.ч. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ)
550-599Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
600-649Кутаисский автомобильный завод (КАЗ)в т.ч. КАЗ-585
650-674Горьковский завод автобусов (ГЗА)с 1950 г. Павловский автобусный завод им. Жданова (ПАЗ), в т.ч. Курганский автобусный завод (КАвЗ)
675-694Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)кроме тролейбусов ЗиУ-682, ЗиУ-683 завода им. Урицкого
695-699Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
700-899Автоприцепы различных заводов
930-939Брянский атомобильный завод (БАЗ)
940-949Тартуский авторемонтный завод (АРТ)
965-974Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ)в т.ч. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ)
975-999Рижский авторемонтный завод №2 (РАФ)

Тип прицепного состава обозначался цифрой, буквой и цифрой.

Первая цифра показывала число осей, буквы обозначают: П — автомобильный прицеп, Р — прицеп-роспуск, ПП — полуприцеп, ПТ — прицеп-тяжеловоз, цифра после букв — грузоподъемность прицепа.

Например, 1-П-0,5 означает одноосный прицеп грузоподъемностью 0,5 т; 2-П-6 — двухосный прицеп грузоподъемностью 6 т; 1-Р-5 — одноосный прицеп-роспуск грузоподъемностью 5 т; 4-ПТ-60 — четырехосный прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью 60 т.

Источник: http://xn----7sbb5ahj4aiadq2m.xn--p1ai/others/class.shtml

Тема 2 Классификация АТС (ПС)

Категории атс

· По назначению;

· По дорожным регламентациям;

· По конструктивным признакам.

1. По назначению все транспортные средства делятся на:

· Транспортные (для перевозки грузов и пассажиров);

· Специальные (на которых установлено специальное оборудование и не предназначенные для перевозки грузов и пассажиров).

К пассажирским относятся легковые автомобили (вместимость которых не превышает 8 человек не считая водителя) и автобусы.

Грузовые делятся на АТС общего назначения и специализированные.

АТС общего назначения предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов и оборудованы кузовом бортовая платформа.

Специализированные АТС предназначены для перевозки одного вида груза или группы однородных грузов (самосвалы, цистерны, фургоны и др.).

К АТС относятся автомобили, прицепы и полуприцепы.

2. По дорожным регламентациям:

Грузоподъемность АТС должна соответствовать допустимым осевым нагрузкам, что обусловлено требованиям сохранности дорог. Для предупреждения несоответствия между элементами автомобильных дорог и конструкцией автомобилей сформированы требования (регламентации) к габаритам и массе АТС.

В соответствии с «Инструкцией по перевозкам крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом по дорогам РФ» в зависимости от осевых масс АТС подразделяются на две группы:

· Дорожные АТС (предназначены для работы на сети дорог общего пользования). Дорожные транспортные средства делятся на две группы «А» и «Б». Группа «А» – это АТС, у которых предельная нагрузка на одиночную ось составляет от 6 т до 10 т включительно.

Предназначены для работы на дорогах I-II-III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т.

Группа «Б» – это АТС, у которых нагрузка на одиночную ось не превышает 6 т, предназначенные для эксплуатации на всех типах дорог.

· Внедорожные АТС (не допускаются к применению на сети дорог общего пользования). Эти автомобили и автопоезда имеют нагрузку на одиночную ось свыше 10 т и предназначены для эксплуатации на специально построенных для них дорогах (карьерных, лесовозных и т.д.), а также вне сети дорог.

Категория дороги зависит от следующих технических характеристик:

· Среднесуточная интенсивность движения автомобилей (авт/сут);

· Расчетная скорость движения (км/ч);

· Число полос движения;

· Ширина полосы движения;

· Ширина проезжей части;

· Продольные уклоны;

· Радиусы поворотов и т.д.

В РФ существуют 5 категорий автомобильных дорог. Чем больше величина характеристики дороги, тем выше ее категория (кроме продольных уклонов).

Применяются 4 типа дорожных покрытий:

1. Усовершенствованные капитальные (асфальтобетонные, цементобетонные). Для дорог I-III категорий.

2. Усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущим материалами). Для дорог III-IV категории.

3. Переходные (из щебня, гравия и малопрочных каменных материалов). Для дорог IV-V категории.

4. Низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками).

3. По конструктивным признакам (схеме):

Автомобили:

· По роду двигателя;

· По проходимости;

· По грузоподъемности.

Тягачи:

· Седельные;

· Буксирные.

Прицепной ПС:

· Прицепы;

· Полуприцепы;

· Прицепные оси (роспуски);

· Прицепы специальных типов.

Система обозначений АТС

В отечественном автомобилестроении используется система обозначений АТС, определяемая отраслевой нормалью ОН-025-270-66, в соответствии с которой на каждом заводе АТС присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами.

Обозначения включает в себя буквенное обозначение завода изготовителя и цифровой индекс модели.

Пример. КамАЗ-53212

Первая цифра – класс АТС.

Легковые автомобили классифицируются по рабочему объему двигателя. Автобусы – по габаритной длине. Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы – по полной массе.

Вторая цифра указывает на тип АТС.

1 – легковой автомобиль;

2 – автобус;

3 – грузовой автомобиль с бортовой платформой или прицеп (полуприцеп с бортовой платформой);

4 – седельный тягач;

5 – самосвал;

6 – цистерна;

7 – фургон;

8 – резерв;

9 – специальное АТС или шасси для установки кузовов.

Классификация легковых автомобилей

Классификация автобусов

Классификация грузовых автомобилей

Классификация прицепов и полуприцепов

На прицеп или полуприцеп указывает 1-я цифра в обозначении АТС. Цифра 8 – прицеп, цифра 9 – полуприцеп.

2-я цифра указывает на тип прицепа или полуприцепа.

Третья и четвертая цифра индекса прицепного ПС

Третья и четвертая цифры индекса прицепа или полуприцепа обозначает их группу по полной массе.

Третья и четвертая цифра индекса АТС (кроме прицепного подвижного состава) обозначает порядковый номер модели (ВАЗ-2108). Пятая цифра указывает на то, что это не базовая модель, а модификация (ВАЗ-21083).

Если есть шестая цифра, то она обозначает вид исполнения (1 – для холодного климата; 6 – экспортное исполнение для умеренного климата; 7 –экспортное исполнение для тропического климата).

Некоторые АТС имеют в обозначении через тире дополнительные индекса -01; -02; -03 и т.д. (УРАЛ-44202-01). Это указывает на то, что модель является переходной или имеет дополнительную комплектацию.

До введения в действие ОН-025-270-66 индексация основных моделей отечественных АТС производилась следующим образом: сначала указывалось буквенное обозначение завода изготовителя, а затем двух- или трехзначное цифровое обозначение модели.

При этом каждый завод изготовитель применял цифровой индекс в определенных пределах. Например, ГАЗ использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ от 100 до 200 и т.д.

Обозначения автомобилей иномарок в большинстве своем состоят из буквенного обозначения завода изготовителя (название фирмы) и цифрового или буквенного обозначения модели.

Обозначения транспортных средств согласно международным требованиям по безопасности (классификация АТС, принятая европейской экономической комиссией ООН)

*Сочлененный автобус состоит из двух или более скрепленных секций, в которых размещен дом для свободного перемещения пассажиров. Секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно в мастерских.

**Специальное оборудование, устанавливаемое на специальные АТС, рассматривается как эквивалент груза.

АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяются на:

· Класс I – городские автобусы – транспортные средства, оборудованные сидениями и местами для стоящих вне проходов пассажиров (накопительные площадки);

· Класс II – междугородние автобусы – транспортные средства, оборудованные сидениями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;

· Класс III – международные и туристические автобусы – транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.

Данная классификация наиболее известна и употребима на автомобильном транспорте РФ, а также в сфере испытаний АТС. В необходимых случаях применяют и другие классификации:

· По конвенции о дорожном движении;

· По отраслевой нормали ОН-025-270-66 Минавтопрома СССР;

· По инструкции по перевозкам крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ.

Кроме того, как и РФ, так и в ряде других стран используют свои национальные, более частные классификации.

Например, в Германии при эксплуатационных проверках применяют национальную классификацию АТС по назначению; в США используется классификация легковых автомобилей по классу и типу кузова.

Семейства автомобилей

В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей предприятий, организаций, населения в автомобилях разного типа и назначения.

Семейство – это совокупность (ряд) различных по своему назначению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрегатов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин).

Условное наименование семейству и индексацию входящих в его состав моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой базовой модели.

Базовая модель – это основная модель семейства, преобладающая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.

Производная модель – это модель автомобиля, в которой используются основные агрегаты и узлы базовой модели, а эксплуатационные свойства или назначение отличаются от базовой модели.

Например, бортовой автомобиль общего назначения КамАЗ-5320 – базовая модель, седельный тягач КамАЗ-5410 – производная модель.

От производной модели следует отличать модификацию.

Модификация модели – это АТС, отличающееся от базовой модели некоторыми эксплуатационными параметрами, областью применения или конструктивным выполнением отдельных частей.

Модификация модели отличается 5 цифрой в индексации. Например, МАЗ-6422 – седельный тягач, МАЗ-64221 – модификация тягача МАЗ-6422, отличающаяся повышенной мощностью двигателя.

Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектации, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияют на параметры автомобиля и область его применения. Для изменения эксплуатационных свойств или повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах (северный, южный (тропический), экспортный).

Северный вариант предусматривает повышенную мощность систем отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревателя и др.

Тропический вариант имеет усиленное антикоррозийное покрытие, герметизацию салона (кабины), двигателя от попадания влаги и пыли, повышенную мощность системы охлаждения и др.

Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повышенным качеством изготовления кабины или салона, кресел сидения, приборной панелью и т.п., а также наличием дополнительных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повышение комфортабельности, улучшение внешнего вида.

Колесная формула

Для всех автомобилей основная колесная формула состоит из 2 цифр, разделенных знаком умножения, где первая цифра обозначает общее число колес, а вторая цифра число ведущих колес (двускатные колеса считаются за одно колесо).

Исключение составляют переднеприводные автомобили, где первая цифра – это число ведущих колес, а вторая – общее число колес.

Для легковых автомобилей, грузопассажирских и малотоннажных грузовых автомобилей созданных на базе агрегатов легковых применяются формулы 4х2; 2х4; 4х4.

Для грузовых автомобилей и автобусов в основную колесную формулу введена третья цифра – 1 или 2, отделенная от второй цифры точкой (4х2.2). Цифра 2 указывает, что ведущая задняя ось имеет двускатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные.

Таким образом, для двухосных автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.2; 4х2.1; 4х4.2; 4х4.1.

Для трехосных автомобилей 6х4.2; 6х4.1; 6х6.2; 6х6.1; 6х2.2; 6х2.1.

Для четырехосных 8х4.2; 8х4.1; 8х8.2; 8х8.1

Для сочлененных автобусов формулу введена 4 цифра (1,2) отделенная от 3 цифры точкой. Цифра 1 означает, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – двускатную. Для них применяется формулы 6х2.2.1; 6х2.2.2.

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/24621.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.