Какой спуск

Почему крутизна склонов измеряется в процентах, и зачем водителям это нужно

Какой спуск

Наверняка вы уже ни раз встречали предупреждающие дорожные знаки 1.13, он же «Крутой спуск», и 1.14 (соответственно, «Крутой подъем»).

И кто-то из водителей точно обратил внимание, что уклон обозначен не в привычных градусах, а в процентах. Градусы – они же и при температуре, и в спиртном. Родные, понятные.

Зачем все усложнять? Настало время разобраться с этим недоразумением и узнать, как автомобилистам может помочь данная информация при езде.

Представьте ситуацию: едете вы за городом и встречаете перед собой дорожный знак, предупреждающий водителей о том, что впереди подъем с крутизной уклона в 10%. Как на картинке выше. В голове сразу: 10% – это вообще сколько? Но если мы скажем, что это почти 6 градусов, вам разве станет от этого понятнее?

Тут важно понимать, что дорога постоянно меняет угол своего наклона, поэтому определить этот показатель в градусах будет сложновато. Зато уклон дороги в процентах – легко! Это то количество метров, на которое проезжая часть опустится или поднимется через 100 метров пути.

То есть в нашем случае, проехав 1 километр по дороге с крутизной уклона в 10%, вы поднимитесь на 100 метров относительно первоначальной точки. Если вспоминать школьный курс тригонометрии, то цифра на дорожном знаке – это тангенс угла наклона проезжей части, выраженный в процентах.

Впрочем, не заморачивайтесь: за вас уже давно все подсчитали, а вам нужно просто научиться этими данными пользоваться.

Зачем нужно знать крутизну склона?

Оказывается, тангенс угла наклона равняется коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Если вы едете по сухому асфальту, этот показатель составляет около 0,7 (при условии, что у вас не «лысая» резина). Пошел дождь – коэффициент сцепления с мокрой дорогой сразу упал до 0,5.

А если дело происходит поздней осенью, и после ливня «удачно» подморозило, то асфальт превращается в настоящий каток. И тут уже коэффициент сцепления с проезжей частью снижается до минимума – менее 0,1.

Что это значит в нашей ситуации, когда мы поднимаемся в горку с крутизной уклона в 10%, или 0,1?

Вы должны понимать, что, если вы остановитесь на склоне, то, в лучшем случае, не сможете тронуться, чтобы продолжить путь, в худшем – автомобиль с легкостью покатится обратно.

И никакой водительский опыт или даже самая лучшая шипованная резина не помогут автомобилю остановиться, пока он не скатится с горы. Потому что с дорогой колеса практически ничего не связывает. Именно поэтому Правила дорожного движения (п. 11.

7 ПДД) принуждают спускающихся со склона водителей уступать встречному поднимающемуся в гору потоку (даже, если препятствие расположено на их половине дороги).

Чем опасен затяжной спуск

Съезд с крутой горы – не менее опасное мероприятие. Во время длительного спуска, когда вы беспрерывно давите на педаль тормоза, в автомобиле могут перегреться и отказать тормоза.

Чтобы этого не случилось, советуем научиться «гасить скорость» при помощи двигателя, постепенно снижая передачи. Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача.

Об особенностях торможения двигателем мы подробно писали в нашем блоге ранее.

Кстати, многие не обращают особого внимания на знаки «Крутой спуск» или «Крутой подъем». Особенно, когда там указан небольшой процент крутизны склона. Напрасно.

Нередко случается, что в условиях плохой погоды (например, в снегопад, туман или когда темно) автомобилист может попросту не заметить небольшие, но затяжные спуски или подъемы. А именно на них чаще всего и перегреваются тормоза. Так что знаки не пропускаем.

Стали бы чиновники тратить деньги из местного бюджета, если бы данный отрезок дороги не представлял никакой опасности?

Разница в знаках

Ну и напоследок расскажем о том, как отличить спуск и подъем на знаках. Конечно, чаще всего можно понять, что перед тобой чисто визуально. Но не всегда. Погода вносит коррективы, и в сильный снегопад небольшой длительный спуск можно запросто не заметить, а тормозная система автомобиля заметит. Так что в плохую погоду стоит особенно внимательно смотреть на знаки, установленные на обочине.

Отличить спуск от подъема на дорожных знаках вам поможет левая рука. Направьте ладонь по наклонной линии, над которой написана крутизна склона в процентах. Если пальцы будут направлены вниз, значит перед вами крутой спуск, если вверх, то значит вам предстоит забираться в гору.

К счастью, наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах России не превышают 6-7% на равнинной и холмистой местности и 9-10% в горах. Конечно, в приморских городах есть дороги с довольно серьезными склонами, крутизна которых превышает все имеющиеся нормативы. Но мы-то теперь знаем, где опасность, а значит преодолеем даже самые крутые подъемы и спуски. Удачи на дорогах!

Источник: https://haiv.ru/blog/6696/

Виды спусков, их преимущества и недостатки

Какой спуск

Геометрия клинка — это то, что определяет в большей степени рабочие характеристики ножа и сферу его использования.

Безусловно, указанные данные определяются и иными параметрами, совокупно (материал лезвия, закалка, конструктивные особенности, габариты), но при равных условиях от геометрии все же зависит очень многое. В этом смысле рассматривают два основных параметра: профиль клинка и его сечение.

Рассмотрим виды сечения клинка, а вернее — формы спусков, оставим виды профилей для отдельной статьи. Спуски — это часть лезвия, которая сужается от обуха к режущей кромке.

По своему виду спуски бывают:

  • прямыми;
  • вогнутыми (вогнутая линза);
  • выпуклыми (выпуклая линза).

По типу спуски делятся на:

  • симметричные;
  • асимметричные.

1) Прямые спуски от обуха в ноль; 2) прямые спуски в ноль средней высоты; 3) вогнутые спуски; 4) линзовидные спуски; 5) прямые спуски от обуха с микроподводами

Кроме этого, каждый подвид спусков имеет различные варианты исполнения. Рассмотрим подробнее.

Прямые спуски представляют собой (при рассмотрении в сечении) прямую линию от точки начала спусков и до линии сведения (или до линии режущей кромки). Такие спуски получили самое широкое распространение как самые сбалансированные по качеству реза и уровню прочности. Кроме того, лезвие с прямыми спусками является самым простым и наименее затратным в производстве.

Поварской нож Yaxell Super Gou Ypsilon Gyuto с прямыми спусками от обуха

Клинки с прямыми спусками различают по высоте спусков. Высота спусков напрямую влияет на качество реза — принято считать, что чем выше спуски, тем лучше и чище рез.

Именно поэтому подавляющее большинство кухонных ножей имеет спуски от обуха, а саму толщину обуха — небольшую (1.8–2.5 мм). При прямых спусках от обуха толщина микроподводов получается минимальной, что способствует хорошему, чистому резу.

Однако, не стоит забывать и о качестве стали, и ее закалке. При низком качестве стали и слабой закалке такой клинок будет очень быстро тупиться, он потребует очень частой правки и заточки.

Ножи со строгим клиновидным сечением (со сведением в ноль, без микроподводов) встречаются довольно редко: преимущественно это ножи, изготовленные мастерами-индивидуалами или произведенные на небольших предприятиях.

Культовый складной нож Ontario RAT-1 с прямыми спусками от обуха

Существует множество ножей, у которых прямые спуски начинаются не от обуха, а на каком-то расстоянии. Никакой строгой классификации таких спусков не существует.

Очень популярны ножи с так называемыми скандинавскими спусками — прямыми спусками, занимающими не более 1/3 ширины лезвия.

Клинки с такими спусками несколько уступают лезвиям со спусками от обуха в резе, но они оптимальны для более жестких работ, например, того же строгания.

Нож с фиксированным клинком Morakniv 748 MG со скандинавскими спусками

Настоящими, правильными скандинавскими спусками называют спуски со сведением в ноль, без микроподводов.

И качество реза, и прочность режущей кромки у клинков такого типа на высоте, но сведение в ноль требует особого внимания при заточке, поэтому большими сериями такие ножи производятся крайне редко.

Из мировых ножевых гигантов, выпускающих массово ножи с такими клинками, можно отметить только шведскую компанию MORA.

Клиновидное сечение лезвий (с микроподводами и без микроподводов) называют Flat Gring, тогда как клинки со скандинавскими спусками имеют собственное название сечения — Scandi Grind.

Ножи с вогнутыми спусками (Hollow Grind) дают очень хороший рез, за счет тонкого сведения и меньшей площади контакта с разрезаемым материалом, по сравнению с лезвиями с прямыми спусками. Спуски такой формы довольно популярны.

Легендарный складной нож Buck Knives 110 Folding Hunter с вогнутыми спусками

Однако ножи с вогнутыми спусками на клинках не могут использоваться для выполнения жестких работ из-за малой прочности режущей кромки. При твердости клинков до 60 HRC при грубых работах режущая кромка у таких ножей может заминаться, а при более высокой твердости — выкрашиваться.

Туристический, охотничий нож с фиксированным клинком и вогнутыми спусками “Куница-2” от “Северной Короны”

Здесь мы снова укажем то, что показатели прочности, качества реза, ударной стойкости режущей кромки — вещи весьма относительные, зависящие не только от геометрии, но и от материала клинка, закалки, назначения ножа.

Да, вогнутые спуски на клинках полевых ножей, тактиков, ножей для бушкрафта не рекомендуются, но охотничьи универсальные, разделочные ножи, туристические, ножи EDC с вогнутыми спусками на лезвии будут работать превосходно.

Линзовидные спуски (Convex Grind) со сведением в ноль (без микроподводов) — довольно редкое явление в современном изготовлении ножей, особенно в фабричном массовом производстве.

Линзовидная заточка повышает эффективность реза: такое лезвие раздвигает разрезаемый материал, как клин, и соприкасается с ним практически только в линии разреза, в то время как клинок с прямыми спусками контактирует с разрезаемым материалом всей площадью погружаемого лезвия.

Кроме этого, у таких ножей возрастает прочность режущей кромки из-за увеличенной толщины клинка и стойкость кромки к большим нагрузкам.

Нож с фиксированным клинком Owl Knife North-S с линзовидными спусками

Ножи с линзовидной заточкой легко править: это можно выполнять прямо на весу с использованием ремня и пасты — строгое соблюдение угла правки не требуется.

Также линзовидная заточка продлевает срок службы ножа, увеличивая количество циклов заточки, так как при правильной заточке снимается металл со всей поверхности лезвия и толщина режущей кромки не изменяется.

Например, при заточке только микроподводов со временем их толщина увеличивается и это негативно сказывается на эффективности работы ножа.

Коллекционный нож Rockstead SAI с линзовидными спусками

Однако, линзовидная заточка имеет и недостатки. В первую очередь это малый выбор ножей (полноценная линза на клинках встречается редко) и увеличенная стоимость таких ножей из-за трудоемкости и сложности в производстве.

Гораздо чаще производятся ножи только с линзовидными подводами или наоборот — с линзовидными спусками и прямыми микроподводами, что не является полноценной линзой ни в первом, ни во втором случае и лишает нож преимуществ полной линзовидной заточки.

Ножи с линзовидными спусками имеют увеличенную толщину клинка, а следовательно — и больший вес.

Такие ножи правильно и полноценно наточить сможет не каждый пользователь, несмотря на то, что правка режущей кромки выполняется очень просто.

И, наконец, непрофессиональная заточка клинка с линзовидными спусками может привести к ухудшению экстерьера ножа, порче полировки, появлению царапин и так далее.

Ножи с симметрично выполненными спусками составляют подавляющее большинство в мировом масштабе. Такого типа ножи используются повсеместно для решения самых различных задач во многих сферах. Абсолютное же меньшинство представляют ножи с ассиметричными спусками с односторонней заточкой.

Эксклюзивный поварской нож Kai Shi Hou Kirirtsuke, спуски: слева вогнутая, справа выпуклая линза

К ножам с односторонней заточкой относят традиционные кухонные японские ножи. Также в эту категорию входят некоторые ножи от различных производителей (ножи с фиксированными клинками и складные ножи), якутские ножи и т. д. Но, не смотря на то, что заточка у этих ножей выполняется только с одной стороны, спуски их клинков могут иметь различный вид.

Нож с фиксированным клинком Слон & K. “Модель С3 Якутский Традиционный”, спуски: линза с левой стороны

Например, большинство японских традиционных кухонных ножей имеет с одной стороны клинка выпуклый спуск, а с другой — вогнутый. Якутские ножи имеют с одной стороны спуск в виде выпуклой линзы, а с другой стороны спусков вообще нет — клинок абсолютно плоский.

Так называемая стамесочная заточка подразумевает под собой односторонний спуск в ноль или с микроподводом, а с другой стороны — плоскую поверхность лезвия.

Встречаются и иные экзотические виды комбинаций спусков различной высоты с микроподводом с одной стороны, или с обеих сторон.

Нож с фиксированным клинком “Волчий Век “Кондрат” односторонние спуски (стамеска)

Все эти варианты односторонней заточки имеют определенные преимущества и недостатки. Среди преимуществ отметим очень эффективный рез (за счет меньшего угла заточки режущей кромки, чем у клинков с двухсторонней заточкой), а в недостатки отнесем необходимость привыкания к такому типу ножа и накопления опыта в работе им.

Геннадий Стороженко
© Rezat.Ru, 2020

Источник: https://rezat.ru/articles/vidi_spuskov_ih_preimustsestva_i_nedostatki/

Прохождение спусков и подъемов — DRIVE2

Какой спуск

Рельеф центральной части России изобилует холмами, оврагами, а про гористые Юг и Восток и говорить не приходится. Поэтому при движении по бездорожью необходимо то и дело спускаться в овраг или карабкаться в гору. Тактика подъема и спуска очень разная, поэтому обсуждать ее мы будем раздельно.

ВнизКазалось бы, что тут такого — с горки съехать, это же не вверх! Не тут-то было. Именно из-за ошибок при спуске происходит львиная доля переворотов автомобилей на бездорожье. Основная причина в том, что при движении по наклонной плоскости автомобиль ускоряется и из-за неправильных действий пилота теряет сцепление с дорогой и управляемость.

Если это происходит, изменить уже ничего нельзя. Остается поставить колеса прямо и положиться на волю случая. Чтобы застраховать себя от подобной лотереи, необходимо следовать нескольким простым в описании, но очень сложным в исполнении правилам.Самое главное — при движении по скользкому спуску ни в коем случае нельзя пользоваться тормозами.

Замедлять машину следует исключительно мотором, используя заведомо низкую передачу.Педалью газа играть не надо, потому что рваный режим вращения колес приведет к потере сцепления с дорогой. Самая правильная тактика движения по скользкому крутому склону — вообще не трогать педали. Это очень тяжело, так что поначалу не держите ноги над педалями, а ставьте их на пол.

Поверьте, если вы оставите ноги в обычном положении и клятвенно пообещаете себе не тормозить, то в критический момент спуска обнаружите, что изо всех сил давите на тормоз. Оно и понятно: все ваши асфальтовые условные рефлексы будут просто вопить: «Тормози!» Сразу их победить не удастся, поэтому на первых порах советую вообще убирать ноги с педалей.

Если вам удастся, не нажав на тормоз, психологически пережить страшный момент, когда машина переваливается через край оврага и начинает ехать вниз, то вы вдруг обнаружите, что, ускорившись до определенных оборотов мотора, внедорожник больше не разгоняется, при этом сохранены сцепление с дорогой и управляемость.

В процессе спуска вы можете изменить направление движения, и машина послушно объедет пень или камень, а не продолжит движение навстречу препятствию с вывернутыми и заблокированными колесами.Когда при подъеме на крутой холм машине не хватило хода и она остановилась в процессе подъема, спускаться назад для второй попытки надо, следуя все тем же правилам.

Остановившись на подъеме, вы должны быстро нажать на тормоз, включить заднюю передачу и убрать ноги с педалей. Тогда машина плавно спустится, тормозя двигателем. Если вы попробуете спуститься по скользкой поверхности на тормозах, машина мгновенно превратится в санки, скользящие с горы. Ситуация усугубится тем, что управляющие колеса окажутся сзади по ходу движения.

Если он с разгону мостом или бампером налетит на любое препятствие, вероятность переворота будет очень велика. Но не стоит пугаться раньше времени. Чтобы избежать подобных неприятностей, достаточно попросту следовать перечисленным выше правилам.

Вверх

Скользкий подъем преодолевается совершенно иначе. Тут осторожничать и следить за тем, чтобы колеса не потеряли сцепление с дорогой, ни к чему. На первые позиции для стандартного внедорожника на обычных покрышках выступает инерция. Именно ее избыток или недостаток определяет, заберется машина наверх или замрет посередине склона. Поэтому перед подъемом стоит набрать ход.

Разгоняться лучше заблаговременно и плавно, постепенно нажимая педаль газа, тогда машина будет набирать ход, а не буксовать. При подъеме не стоит вертеть рулем и перегазовывать — это может привести к боковому скольжению, и тогда появится реальная угроза переворота.

Чтобы этого избежать, следует заранее выбрать траекторию движения, перпендикулярную линии рельефа, — это застрахует вас от бокового смещения и поможет избежать диагонального вывешивания автомобиля на выходе и разгрузки колес в процессе движения.Если в гору ведет колея, лучше двигаться по ней. Но она может оказаться слишком глубокой, тогда ищите другой путь вверх.

Ни в коем случае нельзя ехать вразрез по скользкой межколейке — автомобиль наверняка стащит в колею. Если переднее и заднее колеса по одной стороне попадут в разные колеи, машина не только застрянет на склоне, но и снова появится пресловутая угроза переворота, причем не только во время падения колес в колею, но и при последующем извлечении внедорожника.

Еще одна важная деталь: незначительный уклон в несколько градусов, не заметный на асфальте, на покрытом скользкой грязью поле становится существенным препятствием для стандартного внедорожника, поэтому, когда при движении по нему машина начинает терять ход, не следует давить на педаль газа — это приведет лишь к тому, что колеса углубятся в мягкий грунт.

Правильным будет остановиться и отойти назад, пока есть такая возможность, после чего попытаться пройти подъем еще раз с большей изначальной скоростью.

Источник: https://www.drive2.ru/b/288230376152237362/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.