Какой ш

Как научить малыша произносить звук «Ш»?

Какой ш

Родители часто испытывают беспокойство по поводу того, что их малыш плохо выговаривает звуки. Одними из самых труднопроизносимых звуков являются шипящие.

Если не начать заниматься развитием звуковой культуры речи вовремя, проблема может сохраниться на долгие годы.

Как обследовать ребенка в домашних условиях? Как научить малыша правильному произношению звука «Ш»? В каких случаях нельзя обойтись без логопеда? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Как проверить произношение ребенка?

Часто бывает так, что первыми на проблемы со звукопроизношением у малыша указывают воспитатели, педагоги или люди, которые впервые слышат, как кроха разговаривает.

Родителям иногда сложно заметить особенности речи их ребенка, так как в результате постоянного общения, мы привыкаем к тому, как говорит малыш.

Заметить трудности в произношении звука «Ш» в домашних условиях можно двумя способами:

  • Наблюдение. Этот вариант диагностики требует довольно продолжительного времени и усиленного внимания со стороны взрослых.
  • Упражнения. С помощью различных заданий (с постепенным усложнением уровня сложности), Вы сможете проверить, как ребенок произносит звук «Ш».
  • Змейка. Попросите кроху озвучить, как шипит змея («ш-ш-ш-ш-ш»).
  • «Повтори слоги». Начните с сочетаний двух букв («ша», «ши», «шу», «иш», «ош» и так далее), затем используйте сочетания из трех букв («у-шу», «а-ша», «э-шэ», «о-шо» и другие). Самыми сложными являются сочетания с согласными (например, «кши», «шка», «шки», «сши», «пши»).

Произносите все звуки четко и с выраженной артикуляцией. Дети часто перенимают от взрослых неправильное произношение, поэтому родителям необходимо пристально следить за чистотой собственной речи.

  • «Назови слово». Для этого упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображением известных крохе предметов, в названии которых есть нужный Вам звук. Примеры слов: шея, шапка, мышка, машина, ландыш, шишка, шуба, калоши, кошка, шуршит, шершавый, шар и так далее.
  • Словосочетания и предложения со звуками «Ш». Это самый высокий уровень сложности, так как, чтобы правильно произнести предложения, нужна хорошая артикуляция. Примеры: «кошка бежит за мышкой», «шла Саша по шоссе», «шершавая шишка», «Мама сшила мне штанишки», «Даша надела теплый шарф», «Миша шлепает по лужам».

Варианты неправильного произношения звука «Ш»

В идеале звук «Ш» должен произноситься четко и довольно звонко (несмотря на то, что это глухой согласный). Дети дошкольного возраста могут по-разному изменять этот звук в своей речи. Логопеды выделяют следующие возможные отклонения:

  • Межзубное произношение. Если малыш слишком сильно выдвигает язык вперед, в речи слышится шепелявость (звук «Ш» звучит как «Ф»).
  • Носовое произношение («Ш» превращается в «Х») возникает, когда корень языка поднимается к твердому нёбу и воздух проходит через получившуюся между ними щель.
  • Свистящее произношение (замена «Ш» на «С»).
  • Мягкое произношение («Ш’» вместо «Ш») происходит из-за того, что язык прижимается к нижним передним зубам.
  • Если язык упирается в верхние резцы, возникает звук «Т».
  • Воздушный поток может проходить между щекой и коренными зубами, в результате чего слышно хлопок или хлюпанье. Ребенок точно произносит звук «Ш» неверно, если в этот момент его щеки раздуваются.

Иногда малыши могут довольно чисто произносить звук «Ш» при неправильном положении органов артикуляции. Поэтому необходимо проследить, каким именно способом ребенок извлекает звук.

Что мешает ребенку «зашипеть»?

Существует две группы причин, по которым малышам не удается произносить звук «Ш» правильно. К физиологическим причинам относятся:

  • Недостаточная развитость и малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • Неправильный прикус (часто возникает из-за продолжительного использования соски);
  • Короткая уздечка языка;
  • Высокое нёбо;
  • Заболевания полости рта;
  • Трудности фонематического восприятия (ребенок не различает некоторые звуки на слух);
  • Нарушения слуха;

Вторая группа факторов – это ошибки взрослых, которые находятся в окружении ребенка.

  • «Сюсюканье» со стороны взрослых;
  • Неправильное произношение взрослых (дети всегда повторяют за нами).

Правильная артикуляция для звука «Ш»

Чтобы звук произносился чисто, необходимо объяснить и показать малышу, как должен располагаться язык и как правильно складывать губы.

  • Губы должны быть немного выдвинуты вперед и округлены (в форме трубочки);
  • Зубы сближены или полностью сжаты;
  • Кончик языка необходимо приподнять к переднему краю твердого неба, чтобы между ними оставалась щелочка;
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам (воздух не должен выходить по бокам);
  • Посередине языка идет теплая воздушная струя (ее можно почувствовать, поднеся руку ко рту);
  • Мягкое небо поднято и перегораживает проход в носовую полость;
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Определить, как именно работает артикуляционный аппарат ребенка при произнесении того или иного звука, бывает не так-то просто. Если вы не чувствуете в себе уверенности, обязательно обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.

Как научить дошкольника произносить звук «Ш»?

Занятия с малышом должны состоять из последовательных этапов (разминка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков).

  • Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.
  • Дыхательные упражнения. Звук «Ш» мы произносим на выдохе, и, чтобы он звучал чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей, игры с вертушкой, свистульками и так далее.
  • Речевая, или артикуляционная, гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Ш».
  • «Чашечка». Нижняя челюсть находится в расслабленном положении. Широкий плоский язык кладется на нижнюю губу, кончик и края языка приподнимаются, образуя плоскую чашечку.
  • «Лошадка». Задача – изобразить цокот копыт (повторять в течение 15 секунд).
  • «Краски». Водим языком по нёбу, словно раскрашивая его.
  • «Качели». Кончик языка попеременно касается верхних и нижних зубов.
  • «Часики». Двигаем языком вправо и влево, имитируя движения маятника часов.
  • «Варенье». Облизываем языком нижнюю губу.

Правильное выполнение некоторых артикуляционных упражнений для звука «Ш» Вы можете посмотреть на видео:

Чтобы ребенку было интересней, чередуйте выполняемые упражнения, используйте красочные наглядные материалы.

  • Постановка и автоматизация звука. Это постепенный процесс: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Постановка звука может осуществляться двумя способами: по подражанию (когда малыш повторяет правильную артикуляцию за взрослым) и механически (эту работу может осуществить логопед при помощи зонда). Родители могут использовать некоторые упражнения для постановки звука «Ш» в домашних условиях. Например, «Хлопни в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в тот момент, когда он услышит в слове звук «Ш». Эта игра развивает фонематическое восприятие и способствует постановке звука. Чтобы звук вошел в активную речь ребенка и автоматизировался, можно повторять с крохой чистоговорки, разучивать небольшие стихи, в которых есть слова с соответствующим звуком. Также подойдут разнообразные игры:
  • «Назови ласково». Предложите малышу образовать уменьшительно-ласкательную форму слова (шапка – шапочка, кошка – кошечка, заяц – зайчишка и так далее).
  • «Исправь ошибку». Ребенок должен понять, в чем заключается смысловая ошибка во фразе, и произнести ее правильно (например, «Шахматы играют в Гришу», «Кошка боится мышку», «Шапка надела Дашу» и так далее).

Выводы

Постановка и автоматизация звука «Ш» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма.

Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Ш», Вы можете выполнять с малышом упражнения в домашних условиях. Занятия рекомендуется проводить в игровой форме (желательно ежедневно по 5-10 минут).

При регулярных упражнениях Ваш малыш вскоре сможет произносить звуки чисто и без особых усилий.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3de997a1b4f100ae4b3c7b/kak-nauchit-malysha-proiznosit-zvuk-sh-5f4e0c3ba7b40a02c9d7e9c5

Этапы постановки звука Ш – способы, рекомендации

Какой ш

В норме артикуляция у ребенка складывается к 4 – 5 годам. Однако не всегда картина столь радужная. Распространенное речевое нарушение у детей — неправильное произношение Ш.

Это базовый звук в группе шипящих, и его постановка первостепенна, поскольку является базой для освоения правильного произношения остальных фонем.

Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Диагностика

Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:

  1. Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
  2. Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
  3. Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
  4. Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
  5. Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
  6. Составление рассказа из предложенных слов и картинок.

По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.

Постановка артикуляции звука Ш

Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).

Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.

Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.

Артикуляционная гимнастика

Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.

На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.

Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:

  1. «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
  2. «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
  3. «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
  4. «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
  5. «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Дыхательная гимнастика

Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.

Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Игры, стихи, чистоговорки

Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.

В автоматизации звука помогут скороговорки:

  • «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
  • «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши – и во ржи не души»;
  • «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
  • «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
  • «шапка да шубка – вот наш Мишутка»;
  • «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши – шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
  • «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».

Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.

Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее.

Дальнейшие рекомендации

При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста.

Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику.

Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.

Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.

Источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/etapyi_postanovki_zvuka_sh_sposobyi,_rekomendaczii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.